Сегодня в Казани эксперты казанского вертолетного завода приступили к расшифровке черных ящиков, найденных при крушении вертолета Ми-8. Напомним, ЧП произошло вчера около двух часов дня, недалеко от Казани, в километре от трассы Москва–Уфа.
Корреспондент 116.ru побывал на месте аварии. Сейчас на месте крушения вертолета работы уже не ведутся. Территория вокруг места аварии перетянута лентой, здесь дежурят сотрудники милиции. На поляне, где до сих пор лежит разбившаяся машина, не тронуто ни одной детали. Металлическая обшивка корпуса, обломки лопастей, иллюминатор – все разбросано в радиусе 10-15 метров. В районе крушения до сих пор стоит специфический запах, напоминающий смесь паров керосина с дымом от тлеющего пластика. На столбе, стоящем рядом с одним из домов, висят остатки парашюта.
Корреспонденту 116.ru удалось сделать лишь несколько снимков, после чего сотрудники милиции любезно выпроводили журналиста за пределы оцепленной территории. Стоит отметить, что пилот, уводивший машину от падения на местные коттеджи, проделал почти ювелирную работу. Пятачок, где лежит все, что осталось от корпуса вертолета, весьма небольшой. Площадка окружена домами, до которых всего 15-20 метров. Отклонись машина на эти считанные метры в сторону – падение на дома стало бы неизбежным.
Вот что рассказали очевидцы авиакатастрофы.
Женщина, назвавшаяся Натальей, сообщила, что сначала услышала гул.
Вертолет Ми-17 является модернизацией хорошо себя зарекомендовавшего Ми-8. Универсальность и высокие летно-технические характеристики сделали его самым распространенным вертолетом в мире. На сегодняшний день выпущено более 11 тысяч вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, которые были поставлены в 80 стран.
В настоящее время на Казанском вертолетном заводе идет серийное производство трех основных модификаций:
– Ми-172 – пассажирская модификация, предназначена для перевозки пассажиров. Выпускаются также специальные VIP-модификации;
– Ми-8МТВ-5 (Ми-17-В5) – транспортная модификация, предназначена для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске. Может использоваться для перевозки спасателей;
– Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1В) – многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолеты различного целевого назначения, в том числе летающий госпиталь.
Разбившийся вертолет относился к последней модификации.
(По информации официального сайта вертолетного завода.)«Потом мы увидели в небе вертолет, – рассказывает женщина. – Он как-то непонятно летел и потом просто рухнул на землю. Был взрыв, а потом сильнейший пожар. У меня дети взрослые, они побежали туда, а я побоялась идти. Видела только, что пожарные и спасатели приехали быстро. Здесь было очень много машин и народу. Как мне потом рассказали дети, приехали какие-то спецслужбы и никого не подпускали к месту катастрофы». По словам Натальи, местные жители давно привыкли, что над их головами каждые день летают вертолеты. «По несколько вылетов в день делают, постоянно шум вертолетов слышим. Но после вчерашнего еще ни один за сегодняшний день не пролетел, вообще тишина абсолютная».
Как сообщили корреспонденту 116.ru в татарстанской транспортной прокуратуре, по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Как рассказала и. о. прокурора Татьяна Маслова, следствием занимается Нижегородское межрайонное следственное отделение Приволжского следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ. Виновному может грозить до семи лет лишения свободы. Вот только кто виновен: завод, выпустивший на испытание вертолет с недоделками, либо же пилоты – еще предстоит выяснить.
«Сейчас формируется специальная комиссия, которой предстоит расследовать обстоятельства случившегося, – сообщила Татьяна Маслова. – Следователи уже ведут работу и на заводе, вчера и сегодня в больнице они допрашивали единственного выжившего – Рината Галимова. Работу осложняет то, что вертолетный завод – предприятие режимное».
Подробности сообщило Приволжское следственное управление на транспорте СКП РФ. Они подтвердили, что второй пилот вертолета Pинат Галимов был допрошен в качестве свидетеля. С его слов, экипаж вылетел по запланированному маршруту в 14:00 (в районе поселка Новая Тура много лет проводятся испытательные облеты КВЗ – авт.).
«Через 5-7 минут после взлета, на высоте около 300 метров, экипаж почувствовал сильный крен, вертолет потерял управление и резко начал снижаться. Командир экипажа Петр Чумаков дал команду покинуть воздушное судно, и Галимов покинул вертолет через дверь второго пилота на высоте менее 100 метров», – сообщается в пресс-релизе. Сейчас состояние второго пилота оценивается как тяжелое, но стабильное.
Официальный комментарий вертолетного завода 116.ru удалось получить после полудня, но он был очень скуден.
«26 октября произошла катастрофа Ми-8-МТВ-1 (заводской номер 96721) в районе поселения Новая Тура Зеленодольского района. В результате погибли четыре члена экипажа. В настоящее время формируется комиссия департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и энергетики РФ, согласно правилам расследования авиационных происшествий. До начала работы комиссии работает заводская комиссия, назначенная приказом генерального директора».
По сведениям 116.ru, работникам запретили разглашать какую-либо информацию о произошедшем. Однако по сообщению нашего источника на КВЗ, на предприятии ходят слухи, что погибший командир Чумаков чувствовал, что с вертолетом что-то не так и он не готов к полету. Лететь пилот не хотел, но борт нужно было срочно сдавать, и было решено все-таки направить его на облет.
«Все пилоты были очень опытными, у всех семьи и дети. На заводе их очень любили, они работали здесь уже много лет, все переживают, информации о похоронах пока нет», – сообщил анонимный собеседник. По его словам, командир разбившегося борта Петр Чумаков был личным пилотом президента Шаймиева.
Сейчас следователи работают над двумя основными версиями, сообщил сегодня замруководителя Нижегородского МРСО ПСУ на транспорте СК при прокуратуре РФ Игорь Потапов. Первая – это отказ оборудования вертолета (возможно, двигателя), и вторая – неправильная эксплуатация воздушного судна.
Как бы то ни было, причины и виновных в авиакатастрофе предстоит установить суду.
116.ru будет следить за ходом расследования.
Фото: Фото Аркадия СТЕПАНЦОВА