3 ноября Госалкогольинспекция Республики Татарстан отметила 12 лет со дня основания. Первоначально на инспекцию были возложены функции лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной продаже спирта и алкогольной продукции, осуществления надзорных и контрольных мероприятий, сертификации алкогольной продукции, квотирования спирта и осуществления государственного контроля за фактическими объемами производства спирта и алкогольной продукции, соблюдением технологической дисциплины.
Сегодня Госалкогольинспекция РТ является республиканским органом исполнительной власти. Задачи и обязанности, поставленные в период ее создания, значительно расширились. Решение одной задачи открывало перспективу необходимости решения еще двух-трех очередных… Теперь стало уже привычным для всех, что Госалкогольинспекция Республики Татарстан занимается не только алкогольными делами, но и вопросами потребительского рынка, защиты прав потребителей.
– Алексей Николаевич, на ваше ведомство возложена задача – мониторинг цен на основные продукты питания…
– Наши сотрудники каждый день ходят по магазинам. Мы дали задание: зайти в магазины, находящиеся рядом с их домами, и заполнить специальную карточку. И так по всей республике. Данные собираются и обобщаются, высчитывается среднее. «Акция» продлится до 1 февраля 2008, а не до 1 января 2008 года, так как Министерство сельского хозяйства РФ тоже подписало соглашение с крупными российскими производителями о стабилизации цен. Если республика сельскохозяйственного направления, многие основные продукты производятся в республике. То есть Татарстан в определенной степени может сам себя прокормить. Но есть ряд продуктов, которые у нас не производятся. В частности, подсолнечное масло. Я слышал, что министр сельского хозяйства РФ Гордеев с этими переработчиками заключил соглашение на стабилизацию цен. В данный момент можно говорить о некоторой стабилизации на потребительском рынке.
– С чего началось повышение?
– Начинается всегда все очень просто. Год сложился таким образом, что во многих регионах мира из-за стихийных бедствий остались без урожая зерна. Россию тоже задело. Вторая тенденция – подорожание нефти (на моей памяти баррель стоил и восемь долларов, и десять). Во многих странах разработали и используют спирт этиловый, произведенный из зерна. Неурожай и высокий спрос создали дефицит. Ну а этим всегда и все не прочь воспользоваться.
– Госалкогольинспекция мониторит цены. Но понижение на рубль-два после того, как они повысились на 20, особой роли не играет.
– Давайте так рассуждать. Вопрос это двоякий. Стабилизация для обывателей хорошо, но есть производители этой продукции, для которых это плохо. Если перегнуть палку, то наше сельское хозяйство здорово загнется, извините за выражение. Потому что сегодня цены на то, что они производят, не соответствуют затратам. Почему сельское хозяйство не может встать в полный рост? Потому что работают они круглый год, а за результаты труда получают всевозможные стабилизации. При рыночной экономике зерно бы столько не стоило. В других странах фермеров дотируют или дотируют определенные категории населения. Но на это опять-таки надо иметь в бюджете деньги. В каждой стране ситуацию регулируют по-своему. У нас – за счет закупочных цен.
– Самое мудрое решение, на ваш взгляд, в этой ситуации?
– Оно требует времени. Есть производитель, допустим, он хлеб печет. На определенный ассортимент он заморозит цену, но затраты с этой продукции будут отнесены на другую – торты, печения. В убыток работать никто не будет. Крупные торговые сети заходили по тому же принципу. И как только народ привыкал, цены росли. Правда, этот прием могут позволить те компании, в запасе которых есть денежные средства. В приграничных районах Татарстана уже сейчас торгуют соседи по ценам ниже республиканских. В любом случае – рано или поздно – мы придем к рыночным ценам.
– Давайте отвлечемся от цен и узнаем, на что чаще всего жалуются граждане в Госалкогольинспекцию.
– За девять месяцев 2007 года в Госалкогольинспекцию РТ и ее территориальные органы поступило 15,3 тысячи обращений граждан (по сравнению с 2006-м их количество выросло почти на три тысячи). Более 80% обращений приходится на сферу торговли; 8,4 % – бытовых услуг; 4,8 % – жилищно-коммунальных услуг; 6,1% – прочих услуг (общественного питания, связи, медицинских, туристических, транспорта и др.). Анализ обращений, поступивших на нарушения в сфере торговли, свидетельствует, что около 80% жалоб связаны с реализацией некачественных товаров, в том числе сотовых телефонов, сложнотехнических бытовых товаров, обуви, одежды, мебели; а также некачественно выполненных работ (изготовление мебели, дверей, оконных рам) и некачественно оказываемых жилищно-коммунальных услуг. Мы стремимся, чтобы обращения решались в претензионном порядке. В результате 90% обращений решено в пользу потребителей, им возвращены денежные средства в сумме более чем 29 миллионов рублей за некачественные товары и услуги. Если в претензионном порядке решить возникший конфликт не удается, то потребителям оказывается содействие в составлении исковых заявлений, при этом наши сотрудники принимают участие в судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. За девять месяцев 2007 года состоялось 210 судебных процессов. В 75% иски потребителей удовлетворены полностью или частично, в 20% – заключаются мировые соглашения.
– Алексей Николаевич, вопрос животрепещущий: подорожает ли алкоголь до конца года?
– На подорожание влияют различные факторы: рост цен на сырье, переоснащение производства. Основная же причина – повышение ставок акциза, которое происходит ежегодно. Так, в 2008 году ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин натуральных, шампанских и игристых) увеличится на 7%. Это означает, что цена водки емкостью 0,5 литра с учетом налога на добавленную стоимость возрастет на два рубля 70 копеек. Учитывая, что традиционно в конце года увеличивается спрос на алкоголь, а в начале года, напротив, снижается, в целях нивелирования этих воздействий с наибольшей выгодой для себя производители ежегодно в октябре–декабре повышают цены на спиртное, сохраняя их в январе на уровне декабря предыдущего года.
– Как вы относитесь к ограничению рекламы алкоголя?
– Ограничения направлены в основном на защиту несовершеннолетних от воздействия рекламы и пропаганды употребления таких напитков. Вопросы рекламы алкоголя активно обсуждаются во всем мире, но к однозначным ответам на них ни психологи, ни социологи до настоящего времени не пришли. По моему мнению, обязательно следует оградить от рекламы алкоголя и пива несовершеннолетних – нельзя злоупотреблять отсутствием у подростков жизненного опыта. Согласен с запретом в оздоровительных, спортивных, образовательных и других перечисленных в законе учреждениях. Что же касается взрослого населения, то нормальный человек, увидев (например, ночью по телевизору) рекламу алкогольного напитка, не побежит немедленно в магазин за водкой.
– В скором времени должны быть введены новые акцизы. Обозначьте, пожалуйста, их плюсы и минусы.
– Акциз на алкогольную продукцию является федеральным налогом. Ранее ставка устанавливалась в процентах от оптово-отпускной стоимости. При этом размер акциза менялся одновременно с изменением оптовой цены завода-изготовителя. С 1997 года акциз устанавливается в рублях за 1 литр и не зависит от цены производителя. При этом ставка ежегодно индексируется. Минусом такого механизма начисления акциза является его единовременное повышение в начале года, когда спрос на алкогольную продукцию снижается в связи со снижением общей покупательской активности населения. А к плюсам можно отнести возможность государственного регулирования производства отдельных видов алкогольной продукции посредством акцизов. Например, в целях стимулирования производства вин натуральных, шампанских и игристых на них были установлены низкие ставки акциза (два рубля 20 копеек за 1 литр для вин натуральных и десять рублей 50 копеек за 1 литр – вин шампанских и игристых), которые не менялись с 2004 года.
– Почему качество российских вин оценивают весьма низко в мире?
– Думаю, основная причина – отсутствие достаточного количества собственных рентабельных виноградников. Промышленные виноградники России находятся в зоне рискованного для виноградарства земледелия – Краснодарском и Ставропольском краях, многие из них запущенном состоянии, они не могут давать стабильные и высокие урожаи в достаточном объеме. Винзаводы России работают на импортных ординарных виноматериалах, из которых не получишь высококачественных вин. Кроме того, отсутствие закона о вине и винограде. Выведение натуральных вин из-под действия режима акцизных складов, а, следовательно, и из-под контроля качества, кроме пользы, принесло и ощутимый вред, так как произошел резкий всплеск производства так называемых «натуральных» вин с использованием кислот, ароматизаторов, красителей и спирта неизвестного происхождения. В последнее время наблюдается стремление вывести производство и оборот вина из-под действия федерального закона о государственном регулировании, что может также негативно отразиться на качестве отечественных вин.
– «Паленая» водка. Изменилось ли ее количество на прилавках?
– Благодаря скоординированным действиям контролирующих и правоохранительных органов в республике, наблюдается тенденция к уменьшению оборота. Снижается количество выявленных фактов продажи фальсифицированной водки в торговых предприятиях (в основном некачественная водка реализуется в рюмочных) и из частных хозяйств (разбавленный спирт, разлитый в бутылки из-под водки). Если в 2006 году было выявлено 34 таких факта, то за девять месяцев этого года – 17. Резко снизилось количество выявленных фактов продажи спиртосодержащей жидкости «двойного назначения»: антисептики, средства для ванн, средства для разжигания огня и размораживания замков, которые зачастую использовались недобросовестными продавцами для изготовления фальсифицированной водки. В 2006 году выявлено 260 таких фактов, за девять месяцев текущего года – 59. Вся алкогольная и спиртосодержащая продукция контролирующими и правоохранительными органами из незаконного оборота изымается и конфискуется.
– Встречается ли «паленый» алкоголь за рубежом? Или это типично российская привилегия?
– Конечно, официальной статистикой об объемах реализации фальсифицированного алкоголя за рубежом Госалкогольинспекция не располагает, но, судя по информации СМИ и неофициальным данным, проблема существует. Есть информация, что коньяки, виски, ромы, джины, коллекционные вина подделывают в подпольных цехах в Польше, Турции, Китае, чтобы в дальнейшем поставлять их в европейские страны, в том числе и в Россию. Кроме того, большой криминальный бизнес за рубежом строится на поставках алкогольной продукции, табачных изделий, бензина и т.д., которые реализуются в обход акцизных налогов и таможенных пошлин.
– На что обратить внимание при покупке алкоголя?
– Много моментов: тип предприятия торговли – в более крупных магазинах, супермаркетах, сетевых торговых предприятиях на должном уровне находится контроль за качеством реализуемой продукции; информацию в уголке потребителя, в том числе о действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции; на наличие ценника и соответствия информации на нем данным на этикетке и контрэтикетке алкогольной продукции (ценник должен быть подписан должностным лицом); сама бутылка или другая тара, в которую разлита алкогольная продукция, должна быть хорошо укупорена (не допускаются подтеки), этикетка наклеена ровно с полной обязательной информацией, в том числе о пищевой ценности и противопоказаниях на продукцию (на импортной продукции обязательно наличие перевода на русский язык); не допускаются наличие в алкогольной продукции посторонних включений или осадка (проверяется переворачиванием бутылки); наличие на потребительской таре акцизной или специальной федеральной марки; наличие нанесенной на укупорке (для продукции, произведенной в РТ) информации о дате розлива (вторая строчка) и регистрационного номера партии (первая строчка), для ввезенной продукции – на стикере помещается информация об оптовом поставщике продукции. Не рекомендуем приобретать алкогольную продукцию в розлив (наиболее часто встречающаяся возможность фальсификации).
– Есть ведь еще служба проверки качества напитков через SMS-сообщения?
– У покупателей республики есть уникальная возможность проверки легальности алкоголя через SMS-сообщения (на короткий номер 2075 направляется регистрационный номер партии). Информация о продукции, занесенной в информационную базу Госалкогольинспекции РТ, отражается в ответе на SMS-запрос или сообщается номер телефона горячей линии Госалкогольинспекции РТ. В текущем году услугой уже воспользовались более 76 тысяч покупателей.
– Ведется ли Госалкогольинспекцией черный список организаций и предприятий?
– Как таковой черный список организаций и предприятий Госалкогольинспекция РТ не ведет. Однако информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, допустивших нарушения на алкогольном и потребительском рынке, размещается и обновляется на наших интернет-сайтах: www.tatalc.ru и www.tatzpp.ru.
– Какая ситуация сейчас на рынке питьевых вод?
– В настоящее время в Татарстане более 30 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые добывают и разливают питьевые воды. Кроме того, на рынке есть поставщики из других регионов. По данным экспертов, объемы производства питьевой бутилированной воды растут ежегодно, в среднем на 20%. В связи с имеющимися многочисленными нареканиями граждан на качество питьевой воды мы его проверили. Как свидетельствуют данные исследования, лишь 35% образцов от всего проверенного соответствуют химическому составу и техническим условиям. Кроме того, ряд питьевых артезианских вод не соответствует критерию физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов, по своему составу приближены к дистиллированной воде (недостаточно насыщены микроэлементами), необходимые компоненты присутствуют в незначительных дозах. Республиканские производители, качество воды которых вызвало наибольшее количество нареканий, проверены Госалкогольинспекцией РТ совместно с другими контролирующими органами. Во всех проверенных предприятиях имели место различные нарушения потребительского и санитарного законодательства: отсутствие необходимой лицензии на осуществление промышленного розлива воды с последующей реализацией через торговую сеть, несоблюдение норм водопотребления, ведения мониторинга подземных вод и наличия необходимой документации; нарушение требований охраны окружающей среды; несоответствие воды заявленным параметрам и требованиям нормативной документации; непредставление полной информации для потребителя на этикетке и др. В результате проверок предприятиями приняты меры по устранению выявленных правонарушений: изменена технология водоподготовки, приведены в соответствие уровни водопотребления; что привело к улучшению качественных показателей; упорядочивается ситуация с соблюдением лицензионных условий. В дальнейшем планируется продолжение проверок производителей питьевой воды.