11 октября 13 лет назад в России случился «черный вторник», когда произошло обвальное падение рубля по отношению к доллару. С тех пор у нас стало популярным хранить свои сбережения в американской валюте и особо не доверять родному рублю. Сейчас по прошествии «чертовой дюжины» лет экономическая ситуация в стране не совсем стабильная: поговаривают, что наметился банковский кризис, и люди в напряжении ждут очередных неприятностей.
«На мой взгляд, никаких оснований для этого нет. Тогда, во время «черного вторника», ситуация была совсем другая, – комментирует министр экономики Республики Татарстан Марат Сафиуллин, – финансовая зависимость России была очень сильной, поскольку внешний долг и обязательства диктовали свои условия, при этом был дефицитный бюджет. Сейчас есть резервы и Центрального Банка России, и стабилизационного фонда. Можно с уверенностью сказать, что финансовая система у нас обеспечена, и более того, нужно учитывать политическую волю, которая сделает все, чтобы ее сохранить. Если смотреть в целом по стране, мы на втором месте после Москвы по мощности банковской системы, поэтому можем сказать точно, что республиканские банки в этой части будут себя чувствовать уверенно».
Что касается последних, сегодня упорно ходят слухи о том, что в стране назревает банковский кризис: в некоторых из них перестают выдавать кредиты. К примеру, в «Татфондбанке» корреспонденту 116.ru консультант сказала, что по распоряжению руководства банк ипотечные кредиты временно не выдает. С чем это связано, потенциальным клиентам не объясняют.
«Некоторое время назад решили взять ипотечный кредит на покупку квартиры. Благо, в Казани многие банки их предоставляют. Выбрали тот, где, как нам казалось, наиболее оптимальные условия. Почти месяц ушел на подготовку документов. Однако в выдаче кредита нам отказали, несмотря на то, что по уровню зарплаты предварительно выходило, что с платежеспособностью проблем нет. Потом узнала, что такая ситуация не только в одном банке», – рассказала жительница Казани Екатерина Соколова.
«Это не только слухи, для этого есть ряд объективных тенденций. Глобальные международные финансовые рынки сейчас находятся в определенном ожидании, связанном с поведением курса доллара, с ипотечными ценными бумагами и вообще с долговыми обязательствами Соединенных штатов, – объясняет ситуацию министр экономики. – Как это влияет на нас? На западе изначально финансовые ресурсы были дешевле, чем у нас, поэтому многие российские кредитные организации приобретали дешевые ресурсы из-за рубежа. Потом их подороже продавали здесь предприятиям, организациям и людям. Ну, скажем, они могли приобрести ресурсы где-то за 4-6%, а у нас они продавались в среднем за 11-12%. В связи с финансовым кризисом западные банки резко сократили объем кредитования. Соответственно, кредитные линии, которые давали российским банкам, они также существенно сократили. И возник определенный дефицит».
Однако главный экономист республики заверил, что за время укрепления рубля, связанного с хорошими ценами на нефтепродукты, Центробанк накопил достаточно средств, чтобы поддерживать финансовую систему страны, в том числе и Татарстана, в хорошем состоянии. Собственных ресурсов ЦБ вполне достаточно, чтобы несколько лет заниматься кредитованием без влияния международных организаций. Если банк начнет размещать на льготных условиях накопленные средства, процесс должен возобновиться.
Сейчас в России разворачивается программа классической ипотеки, которая идет через Федеральное агентство по ипотечному кредитованию. А что касается аналогичных программ различных коммерческих банков, по мнению Марата Сафиуллина, они в соответствии со своими возможностями будут сами делать свой выбор. А это может отразиться на процентных ставках.