Путешествие по Санкт-Петербургу продолжается. Позади – знаменитые храмы и пригороды, Питер андеграундный и не только. Чем займемся теперь?
Петропавловская крепость – очередной объект из списка «обязательно к посещению». Ни ливень, ни пробки не меняют планов – едем к историческому месту.
За укрепленными непробиваемыми стенами работал Сенат, томились политзаключенные, устраивала допросы Тайная канцелярия… Теперь тысячи туристов приезжают сюда прогуляться по бастионам и услышать традиционный полуденный выстрел петропавловской пушки (говорят, многих один только грозный вид орудия не на шутку пугает). А еще крепость объединила и собрала за своими стенами все поколения императорской династии: Петр I, Екатерина II, Александр III, Николай II – все они покоятся под сводами Петропавловского собора. Между оградками в огромных кадках растут пальмы – словно мы не в усыпальнице, а в библиотеке. Гид поясняет: пальмовая ветвь – христианский символ жизни и смерти.
В полумраке среди мраморных надгробий деловито разгуливает кошка Капа – внимания ей достается не меньше, чем отлитому в бронзе бюсту Петра Первого! Императора по крайней мере никто не пытается погладить и почесать за ушком.
Снаружи как раз закончился дождь, но прогуляться по крепости и услышать пушку все равно не удается. Видимо, в следующий раз – а сейчас пора спешить в Эрмитаж.
Те, кто раньше уже бывал в Эрмитаже, думаю, согласятся – сюда можно приходить снова и снова. Посмотреть все три миллиона экспонатов за один раз все равно не удастся. Ведь даже если показывать каждую картину или скульптуру всего по 5 секунд – непрерывное слайд-шоу будет длиться без малого полгода! Так что первую экскурсию можно считать «трейлером»: заинтересовались – добро пожаловать на полнометражное кино в нескольких частях. Каждый четверг, кстати, вход бесплатный.
«Мадонна с младенцем» Рафаэля, пышнотелые красавицы Рубенса, мрачноватые пейзажи «малых голландцев». Картинки из учебников и энциклопедий оживают перед глазами. Можно даже присесть на диван в центре зала – и любоваться полотнами оттуда, но нужно еще «заглянуть к Рембрандту». Возле защищенной стеклом «Данаи» – сразу несколько групп туристов. История о душевнобольном, что облил картину кислотой и порезал ножом, звучит как минимум на трех языках.
Перед «Мадонной с цветком» Да Винчи тоже работают несколько экскурсоводов. Одна объясняет глубокий символизм картины: клевер – знак святой Троицы. Другая, напротив, просит не искать во всем скрытый смысл: мать просто сорвала цветок и играет с младенцем. Вот такой Леонардо – загадочный, как улыбка Моны Лизы. А нас уже ждут в Русском музее.
Еще одна сокровищница, все богатства которой не пересмотришь, кажется, никогда – Русский музей. Здесь вся история русского искусства: от икон, шпалер и мозаики до живописных полотен и скульптуры; все жанры, направления и школы за тысячу с лишним лет – начиная с десятого века.
«Девятый вал», «Явление Христа народу», «Бурлаки на Волге», «Переход Суворова через Альпы», «Витязь на распутье»… Вот «Последний день Помпеи» Брюллова. Так здорово наконец-то увидеть картину вживую! Помню, в детстве лежащая в центре женщина казалась статуей. Рука откинута неестественно прямо, а в предплечье словно расколота надвое, как у античных богинь. На оригинальном полотне ясно видно – это не след разлома, а всего лишь золотой браслет. Сколько еще сюрпризов ждет в этих величественных залах! Говорят, здесь более 400 тысяч экспонатов. Кто-нибудь, интересно, видел их все?
И вновь музей – но уже современного искусства. Галерея «Эрарта». Гид почему-то просит относиться к экспонатам не слишком предвзято и… не пугаться. А что может быть страшного? Может, арт-объекты здесь падают на зрителя с потолка или выпрыгивают из-за угла? Да нет, картины, как им и положено, висят на стенах. Некоторые, правда, «разговаривают» и издают странные звуки. Другие написаны не краской, а нефтью. Третьи и вовсе заставляют думать, что музейный объект – ты сам. Ого, а вот здесь, похоже, кого-то все-таки придавило современным искусством! Под гигантской черной загогулиной из тетриса – бездыханное тело. Не стоит беспокоиться – это тоже часть экспозиции. Называется Game over.
Все без исключения экспонаты можно фотографировать, соленый огурец с тарелки даже разрешается съесть – все равно завтра порежут новый. Еще здесь есть особые комнаты, называются U-Space. Каждый гость в них не зритель, а скорее житель. Трогаем сырые стены в коммуналке с доисторическим телевизором. Качаем люльку в деревянной избе (главное пригнуться на входе – потолки низкие). В детской примеряем тапочки-великаны и раскрашиваем картинку карандашом в руку толщиной. В очередную «тайную комнату» можно попасть только через круглый люк стиральной машинки. Залезаешь, садишься и смотришь, как в барабане вращаются галактики, зарождается и умирает жизнь, а россыпи букв медленно складываются в слова. Вот из хаоса возникает «ВЕЧНОСТЬ». Поворот, и на экране уже новое слово, из четырех букв, вторая «О». НОМЕ, дом по-английски.
Неужели скоро и правда придется возвращаться домой!
«Гранд Макет Россия»
«Гранд Макет Россия» – музей без залов, галерей и картин. Это огромная, в 800 квадратных метров модель целой России. Географию по ней, конечно, не выучить. Но побывать сразу и в обеих столицах, и в сибирской тайге, и на канатной дороге сочинской горнолыжки – легко! Когда над макетом медленно гаснут лампы – кажется, будто по-настоящему сгущаются сумерки. Загораются окна панельных высоток, зажигаются сигнальные огни на башнях и фонари у заводской проходной. Кто любил в детстве строить домики из конструктора и запускать машинки по самодельным кварталам и дорогам – обязательно загляните сюда. Макет интерактивный: стоит нажать кнопку – и рабочие на стройке усердно застучат молотками, в лесу повалятся деревья, а в сельском клубе начнутся танцы. Фотографировать можно, главное не задевать ничего руками. Иначе раздастся сирена, а самых настойчивых и неугомонных охранник отчитает перед всеми по громкой связи. Словом – смотрите, восхищайтесь, но руки от России уберите.
Дожидаемся, когда пожарные потушат пылающий деревянный дом, и нехотя покидаем «страну». Через пару часов – в аэропорт.
Возвращаемся пешком – по огромному мосту над Невой. Развести мосты в эту поездку так и не удалось – навигация только-только открылась. Но даже в «сложенном» виде они смотрятся эффектно, особенно ночью – переливаясь разноцветными огнями, загадочно отражаются в темной воде.
Марсово поле, Катькин сад, многочисленные каналы и мосты, на одном из которых притаился чижик-пыжик – Петербург не зря называют музеем под открытым небом, здесь и без билетов и экскурсий есть что посмотреть.
Время прощаться. Знакомство с городом началось с неспешной утренней прогулки по Невскому. Тогда еще не открылись ни сувенирные лавочки, ни книжный магазин напротив Казанского собора. Столп на пустынной Дворцовой площади высился в гордом одиночестве. И вот, спустя почти четыре дня, последний раз спешим в гостиницу по тем же тротуарам – и толпа буквально подхватывает и увлекает за собой. Даже в подземном переходе кипит жизнь, многочисленные магазинчики пестрят сувенирами. В калейдоскопе миниатюрных соборов, кораблей и переливающихся разводных мостов замечаю на маленьком магните смешную птичку. Деловитый чижик-пыжик в каждом крыле держит по чемодану. На магните написан отличный совет, которому хочется последовать уже в ближайшее время: «В любой непонятной ситуации – лети в Петербург!»
Фото: Фото Ксении Шагиевой