В конце 90-х годов не было в России такой дискотеки, такого ночного клуба, где бы не звучало «Ну здравствуй, как жизнь? Как дела твои?» или «Какая же ты падла!». Возможно, кто-то удивится, но все песни легендарной группы «Комиссар» исключительно о любви. Даже если в них звучат обида и боль преданного человека. Лидер группы Алексей Щукин, женившийся год назад, рассказал нашим читателям о главных женских недостатках, о том, легко ли ему далось решение связать себя узами брака, и о том, почему он вынужден был скрывать свой возраст.
– Алексей, итак, глобальная тема вашего репертуара – это любовь. Верно?
– Более чем.
– Но порой в ваших песнях действительно звучат циничные нотки по отношению к женщинам. Создается впечатление, что лирический герой ваших песен воспринимает любовь как обузу и недостаток своей души…
– Ни в коем случае! Какая обуза? Любовь – это возможность продолжения жизни, это возможность иметь хорошее настроение, это здоровье и вообще это… приятно! А насчет цинизма… То, что некоторые считают женоненавистничеством, есть не что иное как правда, сказанная в глаза, а не за глаза. Песни группы «Комиссар» можно назвать мужскими правдивыми историями, в которых нет ни грамма женоненавистничества. Просто не все женщины относятся к разряду «кисок», «лапочек», и «заек». Но при этом их тоже любят мужчины. И называют их теми именами, которые им идут больше, чем «киса» или «зая». И если женщина адекватна и знает о своих недостатках, то она относится к этому вполне нормально. Многие наши слушательницы предпочитают твердую мужскую позицию, нежели комплиментную лапшу.
– Какой, по-вашему, из женских недостатков главный?
– Наверное, чрезмерная эмансипация. Я за равные права между мужчиной и женщиной, но при этом хотел бы, чтобы женщина оставалась женщиной, а мужчина – мужчиной. Так задумано природой. Если женщина хочет быть мужчиной – это плохо. Ведь мы любим женщин не только за красивые глазки, ноги и грудь, но и за то, что они ноют, за то, что они хнычут, за то, что они нас пилят, в конце концов! В общем, лично мне как мужчине, правильно ориентированному на женщин, мужеподобные во всех смыслах женщины не очень нравятся.
– Алексей, в прошлом году вы женились. Впервые?
– Нет. Это второй брак. Первый был результатом юношеского порыва, продиктованным необходимостью в постоянном половом партнере. Не более того. Глобальной любви не было. Зато от первого брака есть ребенок. Замечательный светлый человечек.
– Легко ли далось решение снова связать себя узами брака?
– Легко. Мне давно не 20 лет. Поэтому сейчас это уже вполне осознанный шаг, желание создать ту самую ячейку общества, желание совершенно осознанно продолжать свой род, делать маленьких человечков.
– Кстати, в Интернете нет информации о вашем возрасте. Сколько вам лет, Алексей? Простите, конечно, за неделикатный вопрос, но ведь вы не женщина, не обидитесь, наверное…
– Мне исполнилось 47. Дело в том, что какое-то время я был связан определенным контрактом, по условиям которого не имел права распространяться о своем возрасте. Я также до сих пор не могу вам сказать о возрасте наших музыкантов, потому что на них условия контракта до сих пор распространяются. Представители звукозаписывающих компаний считают, что если мы будем рекламировать свой возраст, то ряд наших поклонниц заметно поредеет. Они разочарованно скажут: «О-о-о, так они уже совсем старые дяденьки, ровесники наших родителей!» – и перестанут ходить на концерты.
– Какая глупость!
– Я тоже так считаю. Публика у нас реально молодая, и никого наш возраст не смущает.
– А какая у вас разница в возрасте с супругой?
– Настя младше меня на 20 лет.
– Правда, что она ваш концертный директор?
– Точно! Но это не значит, что я заставляю свою жену работать на себя: сначала она стала нашим директором, а потом уже – моей женой. Не лишать же теперь ее работы, с которой она справляется!
– Слышала, что у вас была довольно необычная свадьба?
– Это был свадебный концерт. У нас с Анастасией есть четкое понимание в нескольких позициях. Одна из них – мы не любим застолья в традиционном смысле этого слова. Когда за большим столом звучат не очень откровенные речи, зачитываются дешевые стишки из открыток. Чтобы избежать этой жуткой неестественности, мы решили превратить свадьбу в концерт. Желающие могли нас поздравлять, остальные просто сидели и слушали других. А послушать было кого! Мы пригласили своих друзей – Сашу Айвазова, Кая Метова, группы «Краски», «Нэнси», «Русский размер», профессора Либединского…
– Правда, что на ваш свадебный концерт мог попасть любой желающий, даже тот, кого вы не знаете?
– Да, нужно только было купить пригласительный билет.
– Долго гуляли?
– Начали в восемь вечера, закончили в шесть утра. Те, кто уставал, мог спокойно уйти.
– А сами не устали?
– Устали?! А что это такое? Когда я устану, я закончу все это вообще.
– Алексей, группе «Комиссар» уже 20 лет. Вы регулярно ездите по стране с гастролями. Исполняете старые хиты?
– Их в том числе, потому что народ требует. Но вообще-то только в 2010 году у группы вышло аж четыре пластинки. Хотя предыдущие наши альбомы изданы в разное время. Дело в том, что мы выпускали их не ежегодно и даже не два раза в год, как это делало в свое время большинство наших товарищей по цеху. Кстати, этим объясняется тот факт, что и наши слушатели открывали для себя группу «Комиссар» в разное время: кто-то – в 91 году, кто-то – в 98-м, кто-то – в 2000-м, а кто-то и вовсе только в этом году. Конечно, мы записываем новые песни, меняемся, но определенная, свойственная только нашей группе стилистика все равно остается.
– За эти годы состав группы менялся?
– Группа – абсолютно живой организм. Конечно, состав менялся. С самого первого состава нас осталось только двое – я и клавишник Сергей Казаковцев. В 2009 году ушел из жизни один из самых преданных наших музыкантов – клавишник Вальтер Куликов. Что касается остальных… Бывало, что музыканты покидали группу по каким-то причинам. Кому-то условия контрактов казались слишком жесткими. Помню, одному надоело заниматься музыкой, и он решил заниматься чем-то другим. Ведь, поймите, постоянные гастроли приносят не только радость, но и являются очень тяжелой физической нагрузкой. Я рад тому, что новые ребята – Владислав Меньщиков и Антон Сергеев – немного моложе нас с Казаковцевым. Они сильнее, по-другому воспитаны и уже по-другому чувствуют музыку.
– А с теми, кто ушел из группы, сегодня поддерживаете отношения?
– С кем-то – да, а с кем-то – нет. Все же по-разному уходят. Но даже тем, кто некрасиво уходил, я не желаю зла.
– Сколько сегодня альбомов у группы «Комиссар»?
– В арсенале четыре полноценных номерных выпуска и семь сборников и переизданий. Новый, пятый номерной альбом готов и ждёт своего часа под выпуск.
– Группе 20 лет, а альбомов всего пять? Почему?
– Мы считаем, что петь нужно о чем-то таком, о чем люди не могут сказать друг другу. А если люди могут без этого обойтись, тогда лучше промолчать.
– Что должно произойти, чтобы новая песня стала хитом, на ваш взгляд? Она должна цеплять за душу, или ее просто-напросто нужно почаще крутить в эфирах?
– Она просто должна быть хорошей песней. Должна быть качественная музыка и качественный текст.
– У самой группы есть любимая песня в репертуаре?
– Наш коллектив освоил достаточно много песен, хороших и разных. Сказать, что каждая удалась или хит, – просто слукавить, но одно объединяет все произведения воедино – наша к ним любовь. Зритель же определяет и вычисляет лидеров по спросу и потреблению. Так, в каждом нашем альбоме есть песни, которые отметились и полюбились больше других. Хочется верить, что наши песни дарят добрые чувства и уж точно не портят настроения.
– Вы одинаково цените поклонников вашего творчества в разных городах? Может, где-то на просторах России есть самые преданные слушатели, зрители?
– Честно говоря, мы не делим нашу аудиторию на южноуральскую, сахалинскую или московскую. Поэтому сложно сказать…
– Тогда напоследок пожелайте чего-нибудь эдакого нашим читателям, поклонникам своего творчества!
– Хочется, чтобы все постарались быть счастливыми. Именно постарались, потому что быть богатыми, успешными и красивыми стараются все, а вот быть счастливыми – забывают.
– Спасибо!
Фото: Фото из личного архива А. Щукина и группы «Комиссар»