Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Джесси Айзенберг, Руни Мара, Брайан Бартер, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк и другие.
Мир начинает понимать, что будет спасен не красотой, а стилем, который способен превратить отвратительное в притягательное и скучное в захватывающее по одному щелчку пальцев. Дэвид Финчер – подходящий пример: пять его картин находятся на особом счету у киноакадемиков, будучи не слишком эстетически приятными для просмотра. Знаете, почему? Потому что он голливудская Курочка Ряба, исправно несущая золотые яйца. И потому что догадался включить Pixies в финальной сцене «Бойцовского клуба».
«Социальная сеть», стартовавшая в российском прокате в этот уик-энд, имеет все шансы стать фильмом номер шесть, не располагая при этом хоть какой-нибудь тяжелой артиллерией, не считая острых диалогов.
Это картина-домысел, которая вытаскивает из закулисья аутентичную личность Марка Цукерберга, который к двадцати годам показал задницу всей Силиконовой долине, заработав при этом больше, чем намеревался. Впрочем, исключительность Марка – не основная тема, поскольку в конечном счете зацикливается только на двух его несомненных качествах: умении вести диалог и нежелании прощаться с китайскими тапочками. Конечно, отмечаются и другие индикаторы гениальности – гибкость ума, трудности с женщинами, обидчивость – однако Финчер в приоритет ничего из этого списка не ставит, как и то, что Цукерберг – первоклассный программист и сильный лидер. В конце концов, ни он, ни Мезрич, по чьей книжке снята картина, с героем в личном знакомстве не состоят, чтобы хвалить или ругать Марка наверняка.
В центре событий – история создания Цукербергом социальной сети Facebook, самой популярной в англоговорящих странах. Композиционно она показана через стенографии двух тяжб по поводу авторских и финансовых прав на проект, которые герой в зависимости от ситуации обильно снабжает остроумными или душераздирающими замечаниями. А еще она наполнена разочарованиями, деньгами и гарвардскими клубными вечеринками, пропитанными лоском холеных богачей и непосредственностью отличников обучения.
Особо настойчиво создатели отмечают две вехи в период создания проекта: момент, когда идея была нащупана, и случайное знакомство с Шоном Паркером (которому, однако, создатели не потрудились дать объективной оценки), открывшем компании двери перед крупными инвесторами. Оба события так или иначе привели Цукерберга к суду, что в рамках фильма – относительно рядовые события, которые просто-напросто имели место и точка. Соответственно, проясняется и самоцель картины – избежать каких-либо оценок и попыток нарисовать зрителю полный психологический портрет самого молодого миллиардера на планете. По меньшей мере это было бы скучное зрелище.
Хорошо показана среда, в которой Марк получал высшее образование: она потворствовала любой, даже самой сумасшедшей идее, если не считать притязаний со стороны IT-департамента университета, чьи серверы Цукерберг кладет на десятой минуте фильма. При этом, даже заранее зная исход событий, совершенно невозможно угадать, в какой исторической точке действие, умело переходящее из университетских стен в ночные клубы и офис компании в Пало-Альто, остановится. Пожалуй, это единственная на весь фильм интрига, которая к событиям тем не менее никак не относится.
Но если вы ненароком подумали, что фильм про реально существующего интернет-гения, несимпатичного в своем отношении к социуму, не может блеснуть остроумным сценарием – у меня для вас плохие новости. От предрассудков относительно прямой связи количества динамичных сцен и умения удерживать внимание зрителя тоже придется отказаться.
«Социальная сеть» в первую очередь тем и гениальна – умелым уходом от узкой терминологии к изящному решению рассказать историю Цукерберга просто и без намека на соответствие действительности, используя один только талант сценариста Аарона Соркина, который явно не старался найти снисходительного одобрения в глазах основателей Facebook. Ожидать от Финчера чего-то другого не стоило: к счастью рядового потребителя, он ни черта не смыслит в интернет-технологиях.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».