Режиссер: МакДжи
В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Мун Бладгуд, Хелена Бонем Картер, Антон Ельчин, Джадагрейс, Брайс Даллас Ховард, Коммон и другие.
Кинематограф взял скверную манеру делать сиквелы на все, что плохо лежит. Оригинальная трилогия «Звездных войн» залежалась – вот «неоригинальная». Первая часть «Матрицы» запылилась – нате вам развернутую вселенную и еще две части в придачу. Теперь не пылятся даже самые захудалые комедии: из маленькой сценаристской удачи раздувают большие надежды на кассовые сборы приквела и сиквела истории. Примеры излишни.
В прошедший уик-энд российский зритель радовался выходу на экраны продолжения очередной забытой былины о Терминаторе – «Да придет спаситель». Это четвертая картина о приключениях киборгов-убийц, и на этот раз, в отличие от первых трех частей, которые снимались скорее по наитию, чем по задумке (вряд ли кто-то догадывался, что работу Джеймса Кэмерона образца 1984 года так примут в оборот), – обещает открыть собой новую трилогию, где действие будет разворачиваться не в прошлом, а в постапокалиптическом будущем.
2018 год, вовсю идет война с киборгами. Вернее сказать, киборги отлавливают последних уцелевших всеми правдами и неправдами. «Пошли со мной, если хочешь жить», – убедительно кричит Кайл Риз (Антон Ельчин), спасая от неминуемой гибели некоего Маркуса Райта (Сэм Уортингтон). Маркус объясняет, что не знает, где находится, и что, черт подери, происходит. В этот момент они слышат «радиопередачу» Джона Коннора (Кристиан Бэйл) и решают отправиться в штаб Сопротивления Скайнет чуть ли не пешочком. Когда их подбирает подмога, Кайла уволакивают терминаторы. «Я еще вернусь», – заверяет сподвижников Джон Коннор и отправляется с Маркусом на базу Скайнет – вызволять будущего папашу. Проблема в том, что базу вместе с ее узниками вот-вот взорвут участники Сопротивления – а при таких обстоятельствах никакого будущего у человечества не будет.
В действие вплетается большой по заявлениям квест, который Коннор распутывает за 15 минут действия: кто такой Маркус Райт? Человек, чье роковое предназначение вынесено аж в название картины, – ключевой персонаж четвертого «Терминатора» и совершенно новый тип героя его вселенной. Новый, потому что сам не знает, кто он такой, откуда и на чьей стороне в этой войне. Ему уготована целая куча участей, среди которых – косвенное спасение человечества на этом этапе битвы, а также общение с персонифицированным Скайнетом.
Хотелось бы отметить странную актерскую работу Кристиана Бэйла: Джон Коннор невербально вышел эдаким болванчиком, двигающимся за обстоятельствами, а не управляющим ими. Как Нео в первой части «Матрицы», он с удивлением наблюдает за войной и принимает в ней участие как будто не в качестве победоносного командира, а испуганного пацана-ефрейтора, которому доверили ядерный реактор.
В четвертой части удивительным образом не снимается Арнольд Шварцнеггер, зато там есть выход его графической модели под известную тему фильма: камео, которое с уверенностью можно назвать «в роли самого себя» – на самом деле в роли T-800, который намеревается убить Джона Коннора (впрочем, не в первый раз). «Да придет спаситель» вообще во многом симметричен первой части «Терминатора»: если там Кайл Риз спасает возможность рождения будущего сына, здесь уже Джон Коннор спасает возможность собственного зачатия. Война выводится на новый уровень: стороны гоняются друг за другом не только в пространстве, но и во времени. И поскольку ход истории может меняться в зависимости от обстоятельств, произошедших как в прошлом, так и в будущем, вселенная пускает альтернативные корни: в неоригинальных ее экранизациях, а также во всевозможных «добивках» исход событий поминутно тасуется.
А вот на уровне постановки спецэффектов четвертая часть переплюнула, казалось бы, непревзойденную вторую: что стоит только гонка на мотоцикле за фурой под то же музыкальное сопровождение. Фильм насквозь интертекстуален самому себе, и в этом чувствуется глубина мысли, продуманность действий и грамотное манипулирование бюджетом. К сожалению, от этого он не становится самодостаточным: для четкого понимания несколько рваного сюжета нужно то и дело обращаться к первой трилогии киносериала.
– Что это?
– Вчерашний койот. Вкуснее позавчерашнего.
Будем надеяться, что наше поколение мальчишек-мечтателей, рожденных слава богу если до выхода второго «Терминатора», имеет возможность оценить не просто красивые машинки и по-настоящему блестящую реалистичную манеру съемки, но и весь этот странный запутанный военный мир, стартовавший в далеком 1984 году и до сих пор покоряющий сердца зрителей.