Образование «Да, это была самая настоящая травля»: казанская учительница — о том, почему сбежала из школы и возвращаться не хочет

«Да, это была самая настоящая травля»: казанская учительница — о том, почему сбежала из школы и возвращаться не хочет

Совершенно неудивительно, что в сфере образования дефицит кадров, говорит она

По словам нашей собеседницы, работа в школе лишает не только личной жизни, хобби, но и награждает тревожностью и стрессом
Источник:

Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин в последние дни в центре внимания. Его затравили казанские родители за то, что он назвал съемки скандалов в школе «оскорблением», а вот учителя поддержали. Но министр в том прямом эфире говорил о многом, в частности, и о дефиците педагогов в школах и нежелании молодых идти в учителя. В прямом эфире он обратился к родителям, чтобы те были помягче с педагогами. В отношении родителей к учителям он увидел одну из причин нехватки педагогических кадров.

В редакцию 116.RU после поднявшейся волны обсуждения слов министра обратилась казанская учительница. Она решила аргументированно объяснить, почему молодые учителя не хотят идти работать в школы. Конечно, анонимно. Приводим ее рассуждения от первого лица.

— На самом деле, то, что министр уделил столько внимания взаимоотношениям между родителями и учителями, и увидел главную причину в этом — смешно. Да, не все родители настроены благосклонно к педагогам, но это второстепенно. А как же отношение старших коллег-педагогов, бесконечная бумажная волокита, отчеты без конца и края, семинары на выходных, проверка тетрадей до ночи, отсутствие карьерного роста и личной жизни в конце концов. Кстати, отчеты, планы на уроки, тестовые задания для детей зачастую учителя распечатывают сами, за свой счет. Я бегала в киоск в торговом центре. Ладно бы зарплата была такой, чтобы держаться за эту работу, но нет ведь, платят мало. Работа учителем заставляла меня жить в постоянном нервном напряжении. Я не выдержала, ушла.

Учительская дедовщина

В учительском коллективе недружелюбно настроены к новым кадрам. Особенно к молодым. Первый мой день начался со слов «Опять молодую взяли. В декрет уйдешь — и нам твою работу выполнять?!» Мое лицо, которое было радостным от предвкушения новой работы после института, в момент расплылось в непонятной, смущенной улыбке. Я никак не ожидала такого приветствия. Это уже было красным флагом, на который я толком не обратила внимания.

«Опять молодую взяли. В декрет уйдешь — и нам твою работу выполнять?!»

Обычно в школах коллектив уже сформированный, настоявшийся годами. Ощущение было, как будто попала в деревню, где все друг друга знают с рождения, но за спиной шепчутся, а к новеньким, как к приезжим, с настороженностью присматриваются. Каждый день старшие коллеги обсуждали мой внешний вид, в чем я сегодня пришла. Идешь, например, в столовой к столу своего класса (я была классным руководителем) и видишь косые взгляды, перешептывания за учительским столом. Это было странно наблюдать, потому что даже дети так себя не ведут.

Как-то раз веду урок, заходит пожилой учитель физики и спрашивает у класса: «Где ваш учитель?» Я стою у доски, меня сложно не заметить, смущенно улыбаюсь, здороваюсь, он снова задает свой вопрос. Говорю: «Да вот же я, я учитель». На это прозвучало «Вы? А лет-то вам сколько?». Очень неудобно тогда было перед детьми, как будто меня принизили.

Себя я назову «лайтовым» учителем. На уроках была требовательной, строгой, а на переменах была с детьми на «одной волне». Ставили музыку, делали зарядку, дети танцевали, чтобы на уроках сидеть спокойно. Кстати, метод рабочий. Часто устраивали чаепития, отмечали праздники, на каникулах куда только не ходили. Дети полюбили меня, начали делиться своими проблемами, рассказывали о радостных событиях в жизни, увидев меня за окном, ждали, когда я зайду в школу, обнимали, когда здоровались. Ох и не нравилось это многим коллегам. «А что это у вас чаепития так часто? Надо устраивать пару раз в год или хотя бы один раз в четверть, разбалуешь» — говорили мне. «Не должен учитель быть таким, зачем вы им позволяете себя обнимать? Классный руководитель — это царь и бог! Соблюдайте субординацию», — сказал мне как-то педагог со стажем около двадцати лет. Кстати, этот педагог потом возмущался, почему даже для ее класса я авторитет, а ее они не слушают и не уважают. А как уважать? Ежедневная ругань в классе, вмешательство в уроки предметников, чтобы отчитать детей, как-то раз она даже отобрала телефон у ученицы и потребовала показать переписки в мессенджере.

«Мне говорили: "Не должен учитель быть таким, зачем вы им позволяете себя обнимать? Классный руководитель — это царь и бог! Соблюдайте субординацию"»

Обсуждали меня старшие с позволения, сказать, коллеги, прямо перед детьми во время уроков. Одна из них даже позволяла себе нелестные высказывания обо мне в беседах с родителями детей. Ставила им условия: «либо я, либо она». Тут речь о ревности, собственничестве, но мне кажется, такие моменты мы бы могли решить с ней лично, я заходила к ней и с шоколадками, и с извинениями, вдруг я действительно ее чем-то задела, но всё безрезультатно. Кровь мне старшие коллеги пили ежедневно. Были, конечно, и учителя, которые поддерживали, советовали не обращать внимания на нападки, но этого было мало. Для меня было шоком, что учителя, которые считаются символом праведности, высокоморальности и нравственности, педагоги, которым я в дочери гожусь, строят такие козни.

«Хочу забыть этот отрезок своей жизни, как страшный сон»

К школьному руководству я обращалась, жаловалась на давление и отношение коллег, но ничего не менялось. Меня успокаивали, говорили «не замечай» и всё, однако как можно не замечать, если идет травля. Да, это была самая настоящая травля. Хочу забыть этот отрезок своей жизни, как страшный сон.

Бесконечные отчеты

О бюрократии в школах, наверное, я ничего нового не скажу. Ежегодно обещают, что работу учителей в плане отчетности упростят, бумажной волокиты будет меньше. Не знаю, реально ли это. Учителям всегда надо что-то делать, что-то заполнять, про классных руководителей я вообще молчу. В начале года начинаешь заполнять отчеты, думаешь, их так много только потому, что год начался, дальше будет меньше. Но нет, после уроков ты должна посетить семью каждого из учеников, осмотреть их бытовые условия, вроде бы это правильно, но ходить так после занятий по 30 детям очень энергозатратно. Перед каникулами собираешь отчеты у родителей о занятости детей, вплоть до часов. Родители злятся, а с тебя требует руководство. Заполняешь планы уроков, расписываешь каждое занятие, потом то же самое проделываешь с кружками, которые ведешь и внеурочными занятиями. Нужно еще успеть проверить тетради, расставить оценки в электронном журнале, который постоянно зависает, вовремя нужно заполнить графу с домашним заданием, необходимо подготовиться к предстоящим урокам, классным часам.

Маленькие зарплаты

Зарплаты у учителей на троечку, вроде и надбавки молодым специалистам есть, для выживания, конечно, хватает, а большего и не надо. Всё равно у меня не было времени толком тратить деньги: дома всегда стопка тетрадей на проверку. Развлекаться было некогда.

Кстати, летом делала ремонт в классе. Ну как «ремонт» — выкинули старый шкаф, нашли новый, скинулись с родителями, перевезли, установили. Покрасили парты, преобразили кабинет. Сама школа в этом никак не помогала, даже кисти с красками не предоставили, предложили написать родителям, чтобы они покрыли половину стоимости новых парт, а школа возьмет на себя вторую половину. Родители не дураки и не миллионеры, зачем им скидываться на парты, за которыми сидят не только их дети. Понимаю, если бы речь шла о начальных классах, когда дети проводят 4 года в одном кабинете, но тут среднее звено.

Неадекватные родители

С родителями учеников не всегда просто. Особенно, если ты им сама в дочери годишься. Помню, как переживала перед родительскими собраниями, но со временем привыкаешь. Большая часть родителей, конечно, поддерживает, активничает и всегда относится с пониманием, но есть и те, кто возмущаются из-за плохих оценок детей. Помню, обвинила меня одна родительница в том, что я не с пониманием отношусь к мусульманским детям, принижаю их, ставя двойки. Хотя двойки были заслуженные. Тетрадные страницы были перечеркнуты красной пастой. Странно обвинять в неуважении к мусульманам, когда я сама мусульманка. «До ислама вам еще далеко», — писала мне она.

«Мать ученика грозилась прийти и дать мне "люлей"»

Другая мать ученика, после того как ее накрутила учительница, о которой я писала выше (та, с многолетним стажем), грозилась прийти и дать мне «люлей», именно так она и сказала. Дать учителю «люлей» — не знаю даже, как на это реагировать. Я всегда была открыта к разговорам, не увиливала от неприятных тем, всегда отношусь нормально к конструктивной критике, но считаю, что это несправедливо — устраивать козни, накручивать родителей, обвинять не понятно в чем, чтобы после этого родители хотели что-то мне сделать.

К счастью, это только два таких примера. Больше подобных ситуация я не припомню. Кстати, с первой родительницей к концу моей работы мы даже сдружились и с остальными мамами своих учеников поддерживаем общение.

Отсутствие выходных и личной жизни

В детстве я думала, что быть учителем — это круто. Отдыхаешь каждые каникулы, всё лето. Да, отпуск длится почти два месяца, но этого кажется мало, так как за учебный год сильно выматываешься.

Вот работаешь 6 дней в неделю, ждешь заветное воскресенье, а не тут-то было! Сообщают, что в свой единственный выходной нужно ехать на семинар или мастер-класс. За это, конечно, не платят. Но обещают дать отгул. За всё время работы я, наверное, подкопила около месяца таких отгулов, но так их и не использовала.

Отпуск у меня должен был начаться с 1 июня, но первую половину июня я ходила в школу как организатор ОГЭ. С утра до завершения экзамена проводишь свое заслуженное отпускное время там. Часто чувствовала себя не к месту, потому что толком ничего не объясняют, ладно бы какие-то мини-курсы проводили, раз уж вы ставите организатором, подготавливали. Ничего не проводят, хотя от этого — от твоих действий — может зависеть дальнейшая жизнь экзаменуемых. А вот на бесполезные мастер-классы почему-то отправляли.

Когда ты классный руководитель, у тебя нет личного времени и выходных. С самого утра до глубокой ночи нужно быть на связи, своевременно отвечать на вопросы и сообщения детей, родителей, школьной администрации. Не дай бог, с учеником из класса что-то произойдет, всегда нужно быть готовой, что даже ночью могут вызвать.

Кстати, кто-то из коллег сказал мне, когда я устраивалась в школу: «Можешь смело забыть о личной жизни». Да, так это и получилось. В школе — работа, дома — работа.

Выводы

Подытожу свой рассказ обращением. Уважаемый министр образования и директора школ, чтобы молодые педагоги работали в школах и не уходили, создайте здоровую атмосферу в коллективе, а не так, чтобы учителя тратили свои и так небольшие зарплаты на восстановление с психологом. Увеличьте зарплаты, введите стимулирующие выплаты, отремонтируйте кабинеты и школы, сделайте так, чтобы было престижно работать учителем и страшно потерять такую работу.

А вы, уважаемые, опытные коллеги-педагоги, вспомните себя, когда вы были молодыми учителями. Мы учим детей взаимоподдержке, говорим громкие слова о нравственности, мы ведь и должны в первую очередь быть примером, эталоном этой нравственности. Или я чего-то не понимаю?

Согласны с автором?

Да
Нет

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE7
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
50
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления