Образование эксклюзив «Все как крысы, исподтишка»: экс-кандидат на пост ректора казанского авиавуза — открыто о том, почему воюет с властью

«Все как крысы, исподтишка»: экс-кандидат на пост ректора казанского авиавуза — открыто о том, почему воюет с властью

Анна Свирина — действующий работник Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ

Петицию против нового ректора подписали больше 36 тысяч человек

Не утихает скандал с выборами ректора в КНИТУ-КАИ им Туполева. Там, наплевав на все правила, во главе вуза поставили экс-главу Ново-Савиновского и Авиастроительного района Казани Тимура Алибаева. Один из кандидатов в ректорское кресло — доктор наук, профессор и выходец из КАИ Анна Свирина — вот уже полгода судится с федеральным Минобром, требуя признать, что с предвыборной гонки ее выкинули незаконно, а чиновнику — не место в ректорском кресле. Что об этом думают другие сотрудники КАИ и способен ли вуз подготовить авиастроителей, которые так нужны сейчас? Разбираемся.

Скандал с выборами ректора в КНИТУ-КАИ имени Туполева — долгоиграющий. Главу технического вуза должны были выбрать еще весной 2021 года. Тогда ученый совет вуза утвердил четырех кандидатов, но внезапно выбор отменили и назначили исполняющим обязанности ректора чиновника — главу администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимура Алибаева. Его, к слову, в списке четырех претендентов даже не было.

Сотрудников и студентов вуза такой расклад не устраивал, они боялись, что Алибаев и его команда (экс-глава района привел с собой на руководящие места больше десятка коллег-чиновников) похоронят оборонный вуз. Недовольные в ноябре 2022 года написали петицию с требованием «не допустить крах КАИ»

— Нетрудно догадаться, каких «успехов» достигла эта команда районного масштаба за прошедший год. Новые проректоры, начальники управления и служб перестроили часть учебных аудиторий под свои кабинеты, назначили многочисленных помощников, в результате чего резко увеличился административно-управленческий аппарат. Только количество проректоров увеличилось с 5 до 8. При этом рейтинг КНИТУ-КАИ за год по всем показателям резко провалился, — говорится в петиции, которую подписали на сегодняшний день более 36 тысяч человек.

Все ждали выборов ректора, которые прошли в начале 2023 года. Но оказалось, что ждали и надеялись зря. На выборы заявилось три кандидата. Помимо тогдашнего 56-летнего и. о. Тимура Алибаева, это 45-летняя Анна Свирина — выходец из КАИ, доктор экономических наук, профессор, имеет большой опыт управленческой работы в вузе: занимала должности от замдекана до проректора. Сейчас занимает должность руководителя экспертизы проектов Фонда развития интернет-инициатив в Москве и завкафедрой Чистопольского филиала КНИТУ-КАИ. Еще один оппонент Алибаева — 40-летний Виталий Бабушкин: выпускник КАИ, доцент и доктор технических наук.

«Это же просто неприлично!»

Кандидатов утвердил ученый совет вуза, после чего нужно было получить одобрение аттестационной комиссии Министерства высшего образования и науки РФ. Мероприятие прошло в конце декабря, и под Новый год Анна Свирина, которая, к слову, единственная из трех кандидатов соответствовала требованиям на ректорскую должность, получила письмо, что аттестацию она не прошла и в выборах больше не участвует.

— Это же просто неприлично. Я единственная подходила и по всем критериям. У Алибаева нет звания и 5 лет стажа научно-педагогической работы. У Бабушкина — нет 10 лет опыта управленческого стажа, — пояснила 116.RU Анна Свирина.

В январе 2023 года экс-кандидат отправила жалобы в федеральный Минобр и Генпрокуратуру РФ с требованием разъяснить, почему ее сняли с дистанции, а также отменить это решение. Через месяц, в феврале, профессор получила от обоих ведомств отписки: дескать, всё хорошо, так проголосовала комиссия. Ответа на вопрос «почему?» не было.

— Весь их ответ крутится вокруг приказа Минобра 35н, который регламентирует деятельность пресловутой аттестационной комиссии: они сослались на 18-й пункт, где написано, что решение принимается простым большинство голосов. Но в 29-м пункте этого же приказа есть перечень оснований, по которому комиссия может признать кандидата неаттестованным. Ничего из этого перечня у меня нет, все требования выполнены. В отличие, кстати, от тех людей, которых комиссия аттестовала, — отметила Свирина.

«Если у вас интересы, чтобы наука вдвое уменьшилась, люди увольнялись, средний проходной балл ЕГЭ падал, значит, правильного человека поставили»

Не удовлетворившись отпиской, она во второй раз написала в Минобр и Генпрокуратуру, требуя все-таки объяснить причины неаттестации. В марте получила ответ в том же стиле, что и первый. Решив, что в переписке правды не добиться, Свирина в марте 2023 года подала на Минобр в суд, требуя в иске отменить решение комиссии и признать ее прошедшей аттестацию. Дело рассматривали в Тверском суде Москвы — по месту нахождения ответчика.

Тем временем в КНИТУ-КАИ выборы ректора шли своим ходом, на паузу их никто не ставил, и весной Тимур Алибаев подписывает контракт с Минобром РФ уже как действующий ректор вуза.

Заседание по делу Свириной и Минобра же прошло в конце июля. В суд Минобр, по словам Свириной, представил два документа — решение совета ректоров вузов Татарстана, который не поддержал Свирину, и письмо главы республики Рустама Минниханова, где написано, что все кандидаты соответствуют квалификационным требованиям на должность ректора. Но глава считает «кандидатуру Т. Л. Алибаева наиболее соответствующей целям и задачам развития университета».

— То есть Минниханов везде рассказывает, как мы тут в Казани будем авиацию поднимать, «тушки» собирать, а рекомендует на пост главного авиационного института экс-главу района! Алибаев вам построит авиационную столицу обязательно! Ну если у вас такие интересы: чтобы наука вдвое уменьшилась, люди увольнялись, средний проходной балл ЕГЭ падал, значит, правильного человека поставили. Меня достало это двоемыслие. С одной стороны Минниханов, будучи председателем совета директоров Казанского авиазавода, говорит, что нам кадров не хватает. А с другой — ставит Алибаева и тем самым говорит, что с этим человеком у нас кадров нет и не будет, но это соответствует его интересам. В каком случае он врет? — возмущена Анна Свирина, которая в документах еще и представлена с ошибками: вместо профессора ее именовали доцентом, а также не упомянули руководящую должность в московском Фонде развития интернет-инициатив.

Отстоять правду в суде пока не вышло: 27 июля фемида отказала Свириной в удовлетворении иска. Мотивировочную часть ей пока не прислали, хотя уже должны были.

К слову, снятия комиссией с выборов бьет не только по самооценке, но и по карьере. Такая неаттестация — это запрет для Свириной в течение года претендовать на должности руководителей образовательных организаций любого масштаба по всей стране, не только в Татарстане.

«Злит, что они даже ни один документ нормально не сделали. Все как крысы, исподтишка»

Решение московского суда она намерена обжаловать. На вопрос, за что она борется и зачем ей всё это нужно, Анна Андреевна ответила:

— Если бы хоть на каком-то этапе пришел кто-то объяснить позицию, это бы изменило мое желание отстаивать свои права. А сейчас это уже принцип. Злит, что они даже ни один документ нормально не сделали. Все как крысы, исподтишка. И конечно, мне обидно за КАИ, а КАИ для меня — это люди. Люди, с которыми поступили и поступают по-свински. Не Алибаев и не раис создали имя и славу моей альма-матер, и у них нет права рушить не ими созданную репутацию. Выпускники КАИ многие этой ситуацией недовольны и чувствуют себя оскорбленными.

Кстати, как рассказала нам Свирина, готовясь к суду, она увидела похожий случай в институте проблем передачи информации РАН, где во время выборов ректора кандидата от вуза также сняла с дистанции комиссия Минобра. Но там совет вуза, в который входят преподаватели и работники университета, не принял это решение, сказав, что их кандидат всё равно участвует в гонке. И через три дня Минобру пришлось отозвать свое аттестационное решение.

Еще один положительный пример — Ухтинский технический университет, чей кандидат в ректоры выиграл суд у Минобра. Значит, всё возможно.

— И все люди, которые против него были и сняли его с выборов, они все сидят. Я думаю, наших ждет примерно то же самое, учитывая, что они творят в КАИ. Либо у нас беспилотники так и будут долетать до Москвы, пока безграмотные возглавляют технические вузы, — говорит Анна Свирина.

Тем временем источник в КНИТУ-КАИ, по понятным причинам решивший сохранить анонимность, в разговоре со 116.RU отметил, что университет деградирует. Деградирует медленно, незаметно, но бесповоротно. По его словам, КАИ уже падает по независимым рейтингам. В том году университет не участвовал в конкурсе «Передовые инженерные школы», потому что не нашлось партнеров. Провалил и мегагранты по 218-му постановлению Правительства РФ, потому что Казанский вертолетный завод решил заявиться на грант с КФУ, хотя раньше всегда работал с КАИ. Коллектив тоже не горит идеей растить авиационных гениев:

«Эти люди уже не конкурентны и хорошие кадры для нашей промышленности подготовить не способны»

— Когда человека сломали об колено и вынудили сказать, что он за, когда он против, никаких хороших результатов ждать не стоит. Эти люди уже не конкурентны и хорошие кадры для нашей промышленности подготовить не способны. Тимур Алибаев никого не покупал, нет, люди сами, с испугу за него проголосовали. Потому что побоялись пойти против республики. Коллектив глубоко больной, он устал биться в стену, поэтому ему уже пофиг, кто будет во главе вуза, они устали бороться. У нас теряется интерес к работе, все работают формально, за зарплату, параллельно развиваясь в других проектах. Он набрал кучу пролетариев на руководящие должности, дал им зарплату выше в 1,5 раза, чем было у прежних. Зачем мне «кормить» их, стараться ради них? — рассуждает наш источник.

Вышло символично, что после введения западных санкций российское правительство плотно взялось за увеличение производства казанских самолетов Ту-214. Авиазавод планируется модернизировать более чем на 80 млрд рублей, чтобы к 2027 году он мог выпускать по 20 «тушек» в год. А к концу 2024 года КАЗ планирует заменить все импортные детали в Ту-214 на российские. Их немного — 13%.

Тем временем эксперты говорят, что технологии производства самолетов в Казани сильно устарели. Между нашими и иркутскими МС-21 — огромная пропасть, и не в нашу пользу. Да и есть сомнения, говорит эксперт, что казанский завод вообще потянет выпуск 20 самолетов в год. «Три максимум», — говорит наш собеседник.

Кто и как будет растить спецов для авиации — пока вопрос открытый.

Ну а редакция 116.RU направила запрос на имя ректора КНИТУ-КАИ и спросила Тимура Алибаева, знает ли он, что коллектив был против его назначения, почему авиазавод отказался сотрудничать с КАИ, университет падает в рейтингах и что он собирается с этим делать. Его ответ мы опубликуем отдельно.

Если вам есть что сказать по теме — скажите. Можно анонимно.

Наши контакты:
почта: 116@iportal.ru;
Telegram/WhatsApp: +7 912 620-01-16;
телефон редакции: +7 912 620-01-16.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления