В Казани представили новый российский учебник для 10-го класса по ОБЖ. Его преподносят как книгу, в которой много внимания уделено военным темам. Но не только. Теперь ученикам будут рассказывать еще и о фейках, традиционных ценностях и митингах. Корреспондент 116.RU изучил методичку для учителей и рассказывает, что в ней.
Издательство «Просвещение» показало свою новинку на казанском форуме министров образования. Главным новшеством называют то, что в учебнике по ОБЖ появился модуль «Элементы начальной военной подготовки». Он начинается с того, как приветствовать командира и как проходит строевая подготовка. Также старшеклассникам расскажут об оружии пехотинца, научат пользоваться автоматом Калашникова. Вот что учителя должны говорить на уроках.
— В модуле должен быть урок, посвященный действиям военнослужащих в современном бою. Отделение должно умело использовать местность в бою, применяться к ней в боевой обстановке. С этой целью личный состав отделения устраивает одиночные окопы и окопы на отделение, — говорится в методичке для преподавателей ОБЖ, привязанной к этому учебнику.
Учителя должны сформировать у школьников «представление о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли Вооруженных сил в обеспечении мира».
Ученики узнают и о более масштабных вещах, например, об «основах обороны государства». В этом блоке рассказывается, как подготовиться к службе, в том числе контрактной.
В федеральных СМИ пишут, что этот раздел появился в учебнике ОБЖ впервые. Однако корреспондент 116.RU нашел аналогичный блок в учебнике 2014 года (тоже от «Просвещения» под редакцией Смирнова за 11-й класс). Хотя издательство признает, что в свежей версии военным темам посвящено больше уроков.
— Большое внимание уделяется гражданской обороне, службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (по призыву и контракту), а также альтернативной гражданской обороне, — так учебник описан на сайте издания.
Но корреспондент нашел в учебнике кое-что действительно новое. Рассказывали ли раньше 10-классникам, что такое информационные войны и фейки? Теперь на ОБЖ будут обсуждать, что нельзя дискредитировать Вооруженные силы России и какую роль СССР сыграл во Второй мировой войне. И снова приводим выдержку из методички для учителей.
— Педагог должен сформировать у старшеклассников понимание, что снизить риск участия в информационной войне можно, опираясь на традиционные российские духовно-нравственные ценности, — советуют педагогам.
А еще авторы постарались быть ближе к подросткам. Несколько уроков посвящено «опасностям современных развлечений молодежи». В этом блоке говорится не только о практичных вещах (паркуре, зацепинге, руфинге, электросамокатах и моноколесах), но и об идеологических.
— В последнее время появилась тенденция привлекать подростков и молодежь к публичным мероприятиям. Следует обратить внимание старшеклассников, что эти мероприятия не всегда соответствуют законным требованиям. Так, зачастую организаторы незаконных протестных акций добиваются дестабилизации обстановки и захвата власти в стране насильственным путем, — так авторы советуют учителям говорить с подростками о протестах.
В прошлом году в российских школах появились внеурочные занятия «Разговоры о важном», которые тоже посвящены патриотизму. Учительница из Екатеринбурга откровенно рассказала, как относится к этому циклу и о чем беседует с детьми.