В Сети разлетелась новость, что место «Икеи» в торговых центрах «МЕГА» займет белорусская компания Swed house. Якобы аналог шведского бренда появится и в Казани. Корреспондент 116.RU выяснил, почему Swed house не стесняется повторять за конкурентами, чем компания занимается в Белоруссии и почему вряд ли сможет заменить «Икею».
Обычно крупные компании стесняются указывать прямых конкурентов в своих релизах. Но только не Swed house. Белорусы открыто признаются: «Ждем любителей продукции "Икеа"».
А как посмотришь на фото, ловишь дежавю: снимки — почти как на сайтах «Икеи». Даже поиск их почти не различает.
Непонятности с авторским правом на дизайн на этом не заканчиваются. Белорусская компания утверждает, что не перепродает шведские товары, а заказывает продукцию у фабрик — бывших партнеров «Икеи» специально для своего бренда. И ничего, что дизайн скопирован.
— По поводу дизайна — зачем выдумывать что-то новое, если есть то, что хорошо работает? — отвечают представители фирмы возмущенным поклонникам скандинавских акул и синих сумок.
Пока они общаются с будущими клиентами только в соцсетях, в которых по 100–500 подписчиков.
Логотип и название Swed house тоже вызывают подозрения в плагиате. Они очень похожи на эмблему московско-шведской компании Swed hus с заводом в Подмосковье. Фирма строит деревянные дома и сауны.
Можно было бы подумать, что это не несерьезное отношение к делу, а просто шутка. Но о переговорах сообщила не сама компания, а глава Союза торговых центров Булат Шакиров. В Сети писали, будто бы Swed house может занять площади шведской мебельной компании, в том числе в Казани, в 2023–2024 годах. Союз даже подписал соглашение с белорусской организацией, правда, пока об абстрактном сотрудничестве.
При этом в пресс-службе казанской МЕГИ нам опровергли, что ведут переговоры с Swed house. Сами белорусы тоже не подтверждают открытие магазина в Татарстане.
— В планах на первое время открытие магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Развитие региональной сети будет зависеть от пожеланий покупателей и их потребительской способности, — уточняют представители Swed house.
Но даже в столице речь идет лишь о маленьких точках площадью до 1000 квадратных метров. Для сравнения: казанская «Икеа» имела площадь 23 500 кв. метров и на момент открытия была самой маленькой в сети.
Жителям нестоличных регионов белорусская компания предлагает закупаться с марта на маркетплейсах, с апреля — в интернет-магазине бренда.
К слову, будущий ассортимент пока можно посмотреть только на белорусском сайте с белорусскими расценками. Они выше, чем у (неповторимого) оригинала. Например, журнальный столик продается за 1844 российских рубля, тогда как в «Икее» его можно было купить за 800–1000 рублей. Или, как отмечает одна пользовательница Сети, опрыскиватель для цветов раньше обошелся бы в 60 рублей, а теперь почти в 600 рублей. Зато культовая акула по-прежнему стоит около 1500 рублей. Как утверждают представители компании, их ценообразование схоже с «Икеей», а по некоторым товарам даже ниже.
Помимо мебели и товаров для дома, Swed house надеется когда-нибудь добраться до известных икеевских фрикаделек.
— Фрикадельки — это наша основная и главная цель. Мы к ней непременно придем, — шутят представители бренда.
Откуда взялся Swed house? Представители самого бренда говорят, что работают в Белоруссии 15 лет (в большей части как производители), а для России зарегистрировали отдельную компанию. Основное производство располагается в Китае и Белоруссии, часть товаров производят в России, Казахстане и Индонезии.
По данным системы «Контур.Фокус», юридическое лицо бренда Swed house ООО «Мердем» зарегистрировано в Новополоцке Витебской области в 2018 году. В начале февраля компания подала заявку на регистрацию товарного знака «Шведский дом». Владелец и финансовые показатели «Мердем» неизвестны. СМИ называют собственником сети Swed House Мурата Шагылыджова. Одноименная российская компания ликвидирована в 2016 году.
В Минске «Мердем» по франшизе развивал магазины YOKO с японской и китайской продукцией, поставлял товары в сети дискаунтеров «Светофор» и «Доброцен». А еще продавал икеевские товары — в Белоруссии нет шведского бренда. В 2021 году компания хотела открыть магазины под собственным именем. Но после ухода «Икеи» из России изменила концепцию.
Корреспондент 116.RU отправил запрос в белорусскую компанию. Ответ мы опубликуем отдельно.
Напомним, «Икеа» покинула Россию летом 2022 года из-за спецоперации. Перед этим она устроила финальную распродажу, на которой поживились мошенники. Позже стало понятно, что вместе со шведской компанией ушли и ее инвестиции в казанское метро. Холдинг собирался вложить 1 миллиард рублей в строительство станции у МЕГИ, но после ухода перестал выходить на связь с татарстанскими властями.