Идея для этого материала родилась у наших коллег из UFA1.RU после вопроса к Ляйсан Утяшевой. Подписчики спросили у уроженки Башкирии, кто она по национальности. Как пояснила теледива, папа у нее — татарин, а мама — башкирка, поэтому ответ не так-то прост.
Действительно, история татар и башкир так тесно переплетена, что отличия найти непросто. Коллеги обратились к историку Салавату Хамидуллину, а также к экспертам Башкирского педуниверситета — доктору филологических наук Ляйле Хусаиновой и кандидату исторических наук Гулькай Шагаповой.
Ляйсан смуглая, а значит, башкирка. Так?
— Я бы не сказала, — возражает доктор Ляйля Хусаинова. — Всё связано с генами. Есть башкиры-кыпчаки, у них светлые волосы и голубые глаза.
Как говорит Салават Хамидуллин, у башкир несколько антропологических типов: светлый европеоидный, субуральский, понтийский (средиземноморский), южносибирский (переходный между монголоидной и европеоидной расами). По его словам, башкиры отличаются большим, чем татары, разнообразием фенотипов, например цветом глаз и кожи.
— В последнее время активно развивается этногеномика, или популяционная генетика (обоснованность этих направлений часто становится предметом споров между учеными. — Прим. ред.). Исследования показали, что наиболее близкими к башкирам в генетическом отношении оказались как раз сибирские татары (или сибиры/сыбыры, как они предпочитают себя называть) и ногайцы, — говорит Хамидуллин.
С другой стороны, северо-западные башкиры, по словам Хамидуллина, фенотипически несколько отличаются от юго-восточных.
— Хотя далеко не все, — добавляет он. — Они занимают промежуточное положение между поволжскими народами и условными ордынцами. То есть потомками степных популяций, вошедших в состав ногайцев, — башкир, казахов, узбеков, крымских татар. Но северо-западные башкиры как раз и являются более ранним субстратом этногенеза башкир.
По словам Гулькай Шагаповой, антропологически башкир и татар отличить сложно.
— Не существует обобщенного понятия «истинный башкир» или «чистый татарин», — говорит кандидат наук. — Это очень хорошо видно, когда рассматривается антропологический тип этноса. И среди башкир и татар выделяется 4 антропологических типа. Это означает, что мы выделяем антропологические типы [внешность] от светлого европеоида до монголоида.
Чем вообще отличаются башкиры и татары?
В то же время Шагапова подчеркивает, что башкиры и татары — это разные народы. У каждого своя история происхождения (с общими этапами) и культурными особенностями. Салават Хамидуллин соглашается: и башкиры, и татары прошли свои уникальные исторические пути развития.
— Нации в отличие от народов (этносов) — это искусственные образования или конструкты, являющиеся продуктом тотальной стандартизации всех сторон человеческой жизни: литературного языка, системы образования, исторических мифов о прошлом и так далее, востребованных с наступлением капиталистической формации. Поэтому нации нередко формируются из разнородного в этническом отношении материала, — рассказал Хамидуллин.
По данным Шагаповой, формирование татарского этноса Поволжья происходило на территории Средней Камы, а становление башкир связано с Алтаем, Средней Азией и Южным Уралом.
Отличия между культурой башкир и татарами можно заметить, как указывает Ляйля Хусаинова, допустим, по национальной одежде и кухне.
— Костюмы у татар и башкир разные, в том числе украшения, — говорит она. — У башкир блюда мясные, например конина, а у татарского народа больше выпечки. Музыкальная культура также отличается: есть башкирский «оҙон көй», в переводе означает «протяжная песня» и татарский «таҡмаҡ» — «частушка», как правило, в быстром темпе. У башкир хорошо сохранился устный фольклор, этому способствовал полукочевой образ жизни.
Кстати, о переводах с башкирского на татарский. Это же разные языки, но татары и башкиры понимают друг друга. Почему?
Покажи язык
В классификации лингвиста-тюрколога Николая Баскакова башкирский и татарский входят в кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакских языков тюркской семьи.
— Если человек знает башкирский, то он без словаря сможет разговаривать с человеком, который владеет татарским языком. Различают три уровня языка: фонетический, лексический, морфологический. Самая большая схожесть — в морфологии и лексике, а различия — на уровне фонетики: слова похожи, но отличаются по составу звуков, — говорит доктор филологических наук БГПУ Ляйля Хусаинова.
Фонетически они отличаются наличием букв, передающих специфические башкирские (ғ, ҡ, ҫ, ҙ) или татарские (ж с хвостиком) звуки. На лексическом уровне словарный запас в целом общий, но есть небольшой пласт, который можно перевести с башкирского литературного языка на татарский: быуат — гасыр или ябай — гади.
Эти слова эксперт объясняет тем, что в начале ХХ века при создании литературных языковых норм нужно было разграничить башкирский и татарский. Так, в первый включили некоторые менее распространенные среди башкир слова лишь потому, что их не было у соседей. Примеры: әсәй, тәлмәрйен, гөбөргәйел.
Так кто ты, Ляйсан?
Салават Хамидуллин, говоря о вопросе, который задали Ляйсан Утяшевой, подчеркнул, что биологически национальность не передается от папы или мамы. Как отметил историк, национальность — вопрос культуры, которую каждый получает вместе с воспитанием и определяет сознательно.
— Я помню, что в советское время башкирско-татарские браки вообще не считались межнациональными, впрочем, как и русско-украинские, — вспоминает историк.
Тем не менее есть устоявшиеся культурные обычаи, который, впрочем, опять же могут отличаться в зависимости от конкретного общества и времени.
— В нашем обществе исторически принят патрилинейный счет родства, поэтому многие по умолчанию отождествляют себя с национальной принадлежностью отца, — говорит Салават Хамидуллин. — Но есть и те, кто выбирают национальность матери. Обычно выбор происходит в пользу более многочисленного или политически доминирующего в государстве народа — так проще. Но всё очень индивидуально.
С ним согласна и коллега-историк Гулькай Шагапова. Она отмечает, что генетической памяти не существует — человека формирует среда.
— На каком языке будет говорить ребенок в смешанной семье, предсказать сложно. Это зависит от многих факторов — объективных и субъективных. Объективные: языковая среда, обучение в школе, общение со сверстниками. Субъективные: язык общения в семье, наличие литературы, периодической печати на родном языке и так далее, — поясняет Шагапова.
Итак, пора подвести итог: только сама Ляйсан может определить, башкирка она или татарка. Но нужно ли ей выбирать? Вопрос риторический — ответа не требует. Тем более есть по-настоящему важный вопрос.
Кто придумал чак-чак?
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!