Из репертуара Башдрамтеатра в Уфе сняли спектакль «Зулейха открывает глаза» по роману родившейся в Казани писательницы Гузель Яхиной. Причиной стало ее высказывание о СВО. Мы спросили у Ильгизара Хасанова, казанского художника и члена Союза художников Татарстана, насколько негативно подобные случаи сказываются на искусстве.
— Это, к сожалению, неизбежно. Сегодня всех так сокращают, кто не сильно радуется событиям. Тем более тех, кто высказывается об этом, — сказал нам художник.
При этом, по его мнению, сейчас в Казани нет таких же деятелей искусства или произведений, которые может постигнуть та же участь.
— Художников пытаются «воспитывать» таким образом. По принципу «сегодня это не годится», скажем так. Будут другие времена — можно будет. Грустно всё это, что сказать, — поделился Ильгизар Хасанов.
Сам художник заявил, что он не сторонник подобных методов. По его мнению, это нужно прекратить и позволить людям самим решать, что смотреть.
— Как бы то ни было, художник — это субъект свободы. Он ничего плохого не несет, он просто ставит вопросы. Если эти вопросы неудобные, то это беда не деятеля искусства, а общества. Как мы можем говорить, что вот это плохо, а вот это хорошо? И потом, я не думаю, что искусство имеет такую силу, чтобы сильно менять сознание людей. Может, оно способно повлиять на какой-то участок мозга, но не поменять человека. Искусства не надо бояться, его надо поддерживать, — заключил художник.
Ильгизар Хасанов родился в 1958 году в Казани. В 1982 году окончил художественно-театральное отделение Казанского театрального училища. С 1996 года — член Союза художников России. С 2000-го — член Общества Франца Кафки (Прага), удостоен его диплома и золотой медали. В 2013 году стал одним из основателей казанского Центра современной культуры «Смена». Работает с живописью, скульптурой, реди-мейдом и инсталляцией. Один из основателей и идейный вдохновитель Центра современной культуры «Смена».
Ранее мы писали, что Гузель Яхина осудила спецоперацию на Украине.
— Новости 24 февраля 2022 года смяли меня. Мой мир не перевернулся, а просто разрушен, — заявляла она.
При этом сотрудники Башдрамтеатра поддержали СВО, а сам театр считает своим долгом «пропагандировать единые для российского народа духовные ценности». По информации наших коллег из UFA1.RU, инициатива о запрете спектакля поступила от Минкульта Башкортостана. Однако министр культуры региона Амина Шафикова утверждает, что отмена спектакля — решение театра, а с Минкультом они лишь «консультировались». Но чиновники решение театра поддержали.