Строительство грибного комплекса фирмы «АйДжиЭс Агро» началось в 2016 году в особой экономической зоне «Алабуга». Прогнозировалось, что он станет крупнейшим по производству шампиньонов в России. Да и как иначе. Стоимость инвестиций — 1,5 миллиарда рублей, и среди учредителей — племянник главы Татарстана Нияз Минниханов. Кстати, проект презентовал сам Рустам Минниханов. Но что-то пошло не так. Сейчас обязательств у компании больше, чем собственных активов. Разберемся, в чем дело.
С самого начала планировалось, что производство будет запущено с привлечением заемных средств, которые будут достигать 70%. Займодавцами стали Сбер и «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (корпорация «МСП»). Учредителями — бизнесмены Ильдар Гарифуллин (55%), Артур Исхаков (20%), Азат Шайдуллин (20%) и племянник главы Татарстана Нияз Минниханов (5%).
Планы были масштабные. Компания должна была потеснить с полок российских магазинов иностранные шампиньоны, дать 165 новых рабочих мест и производить в год до 10,8 тысячи тонн грибов и 40 тысяч тонн компоста (удобрения из разложившейся органики. — Прим. ред.). Окупить все затраты инвесторы рассчитывали за пять лет. Но, несмотря на такие грандиозные планы, заявления и инвестиции, как такового громкого открытия комплекса не было. Он просто в какой-то момент запустился и начал работу. И тут же вляпался в суд.
В конце 2016 года «АйДжиЭс Агро» заключает контракты с голландской фирмой Panbo Systems на поставку контейнеров для выращивания грибов и бункеров для производства компоста. Через пару лет выясняется, что оборудование пришло в негодность.
Татарстанские грибники обвиняют в этом голландцев и в конце июля 2019 года подают на них в суд. Нанесенный ущерб компания оценила в 11,7 миллиона евро. По тогдашнему валютному курсу это 831 миллион рублей.
Голландцы, в свою очередь, винят во всём татарстанцев: «АйДжиЭс Агро» нарушала инструкции при установке и использовании дорогого оборудования. Все детали дела не ясны, но суд в итоге встал на сторону иностранной компании и отказал в иске грибному комплексу из Татарстана.
Что по итогу? На заявленные показатели производства компания так и не вышла. Сейчас, согласно последней актуальной информации на сайте самой фирмы, она выпускает 5 тысяч тонн грибов в год и 15 тонн компоста. Всего.
Окупиться грибной бизнес тоже не смог. Фирма всё еще работает в убыток. За 2022 год грибы принесли почти 642 миллиона выручки. При этом чистый убыток — 34 миллиона. Но есть в компании цифры куда более интересные. Если считать с начала основания, то непокрытый убыток на конец прошлого года составил 705 миллионов рублей. Что это значит? Это говорит о том, что компания не может покрыть собственные траты и уходит в минус. При этом она может продолжать работать. Пока не накопит долгов настолько много, что не сможет выполнять свои обязательства. Дальше — банкротство.
Ранее мы рассказывали, как нефтяная фирма сына Шаймиева заработала 13 миллиардов рублей, но ушла в минус почти на миллиард. Подробнее о доходах наследника первого президента читайте в отдельном материале.