Компания «Татфлот», которая остается главным речным перевозчиком Татарстана, завершила 2022 год успешно, а именно нарастила выручку и прибыль. Смотрим, сколько денег заработала компания, которая скоро лишится статуса основного речного оператора.
В 2022 году АО «Судоходная компания "Татфлот"» выручила 883 млн рублей. Это больше, чем в предыдущие годы, но не намного: в последнее время выручка варьировалась в районе 600–700 миллионов.
По прибыли ситуация не такая стабильная. В прошлом году СК «Татфлот» заработал чистыми 24,5 млн рублей. А в 2021-м не смог выйти в плюс: убыток составил аж 250 млн. В ковидный и доковидный годы чистая прибыль прыгала от 4 до 113 млн рублей.
По данным системы «Контур.Фокус», до января 2022 года учредителем судоходной компании было Минземимущества Татарстана. Более свежих сведений нет. СК «Татфлот» возглавляет Дамир Исмагилов
Над СК «Татфлот» стоит АО «Татфлот» (по данным «СПАРК-Интерфакс» на 2017 год, АО «Татфлот» владеет 99,96% в одноименной судоходной компании). «Материнская» организация в прошлом году нарастила выручку до 164 млн рублей. Годом ранее она составила 32 млн. В последнее время она не преодолевала отметку в 100 млн. Чистая прибыль тоже увеличилась: с 1,7 млн до 10 млн рублей.
Как говорится в «Контур.Фокус», АО «Татфлот» на 25% принадлежит республике и на 75% Револю Исмагилову. Эту фамилию можно найти в данных Росреестра, где его называют заместителем главного инспектора по использованию и охране земель. Сейчас Исмагилова считают человеком Равиля Зиганшина. Напомним, Зиганшин — владелец и гендиректор одиозного ПСО «Казань», которое строит космодром Восточный и возводило стадионы к ЧМ-2018. Кстати, Зиганшины напрямую владели судоходной компанией.
На «Татфлот» приходится 85% пассажирского и грузопассажирского флота Татарстана. В его состав входит Казанский речной порт. Компанию несколько раз пытались банкротить, но она оставалась главным речным перевозчиком республики. Главная проблема «Татфлота» — в его ветхом флоте.
Поэтому в этом году власти Татарстана основательно взялись за речные перевозки. Они учредили АО «Флот РТ», который в этом году должен взять на себя туристические маршруты, а в будущем стать главным оператором региона. «Социальные» перевозки в этом году оставят «Татфлоту». Новую компанию возглавил Роман Лизалин — капитан, спасший пассажиров с затонувшего теплохода «Булгария».
Предполагается, что Флоту РТ передадут имущество его предшественника. Но будут и новые суда: организация уже получила два новых скоростных пассажирских судна: «Метеор-2020» и А217–1.
Почему Татарстан решил учредить госкомпанию? Эксперт по речным перевозкам Виталий Чернов считает, что в этой отрасли частные конторы эффективнее, чем государственные. Тем не менее логика республики понятна: пассажироперевозки, как правило, убыточны и требуют субсидирования.