Идея прогрессивной ставки налогов, о которой вновь заговорили депутаты Госдумы, оказалась близка россиянам. Более половины участников нашего опроса уверены, что богатые должны платить больше. Эксперты считают, что все не так однозначно. И если повышать процентную ставку для тех, кто много зарабатывает, надо одновременно облегчить жизнь бизнесу.
Планы по ограничению доходов топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний решили распространить на всех людей с высокими зарплатами. В разработке комитета Госдумы по труду – введение прогрессивной шкалы налогообложения. Для 10% беднейших людей налог предлагается снизить, для людей со средними доходами – оставить прежним (13%) и лишь для 10% богатейших повысить до 20%, цитируют председателя комитета Андрея Исаева «Ведомости».
Редакция сайта провела собственный опрос на тему «Надо ли повышать ставку налога для тех, кто много зарабатывает, или лучше оставить все как есть?» Оказалось, что большинство пользователей идею прогрессивной шкалы налогообложения поддерживают.
«С одной стороны, введение прогрессивной шкалы налогообложения было бы логично – чем больше человек зарабатывает, тем больше он может платить, – рассуждает генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин. – Необходимость такой меры назревает, она объективно должна существовать в любой развитой стране, потому что плоская шкала характерна для развивающихся стран. С другой стороны, дифференцировать налоговую ставку нужно плавно в разумных пределах. Например, оставив для среднего класса и бизнесменов средней руки все те же 13%. В противном случае, государство рискует нанести существенный удар по формирующемуся среднему классу».
По словам эксперта, налогообложение – это соцдоговор. Предприниматель, бизнес или физлицо отдает часть своего дохода государству за счет того, чтобы обеспечили больницами, школами, управлением безопасностью. И если увеличивается плата за то, что ты живешь в этом государстве, государство должно дать что-то взамен, сделать жизнь лучше.
В 2013 году депутаты Справедливой России уже поднимали вопрос прогрессивной ставки налогообложения. Тогда озвучивались следующие цифры:
– по доходам до 5 млн рублей включительно – 13%;
– по доходам от 5 до 50 млн рублей – 18%;
– по доходам от 50 до 500 млн рублей – 23%;
– по доходам свыше 500 млн рублей – 28%.
Консолидированный бюджет Пермского края на треть состоит из поступлений от НДФЛ (32,3%, по данным краевого УФНС). А в некоторых местных бюджетах доля этого налога достигает 60%.
Генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал» Алексей Чернов также не готов однозначно сказать, какая система налогообложения оптимальна для нашей страны. «Если абстрагироваться от того, что происходило в экономике России последние два года, можно перейти и на прогрессивную шкалу. Например, от 13% до 20% в зависимости от уровня доходов. При том, что это противоречит моим личным интересам, – говорит собеседник. – Но что творилось последние два года? Не было ни одного законодательного акта, который бы расширял возможности либо давал какой-то дополнительный экономический бонус для бизнеса. Поэтому, если говорить конкретно о сегодняшней ситуации, то я против прогрессивной ставки – это очередной «зажим».
Алексей Чернов уверен: если увеличивается налоговое бремя для граждан, то автоматом оно должно быть снижено для бизнеса. «Чтобы предприниматель понимал: да, с меня взяли больше подоходного налога, но при этом дают больше возможностей получать прибыль от ведения бизнеса. Тогда выстраивается логическая цепочка. Но если власти «душат» бизнес и при этом требуют более высокие налоги с граждан, логика нарушается. Это будет лишь способствовать дальнейшему уходу в «тень», – резюмировал собеседник.
Фото: Фото с сайта Portside.org