Число россиян, совершающих покупки через Интернет, с каждым годом стремительно растет. Однако наша страна по-прежнему отстает от развитых государств по этому показателю и имеет ряд особенностей.
Сегодня покупки по Сети делают меньше трети россиян, причем основная масса продвинутых покупателей приходится на Москву и Санкт-Петербург. Согласно социологическим опросам, покупки в Интернете совершают люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Основными достоинствами интенет-магазинов они называют то, что не нужно никуда ехать и тратить время, более низкая стоимость товаров – лишь на втором месте.
Покупают по Сети в основном продукты и недорогие товары. Что касается бытовой техники, товаров длительного пользования, то, как правило, покупатели сначала смотрят их в каком-то магазине, а затем заказывают через Интернет со значительным дисконтом.
Основным тормозом в развитии торговли является плохое качество и высокая стоимость доставки, а также опасения, что за вывеской интернет-магазина скрываются мошенники. Поэтому те, кто впервые решается заказать товар по Интернету, делают это, как правило, на тех сайтах, которыми уже пользовались их друзья и знакомые, и им доставили заказанное вовремя и соответствующего качества. Крупным мультибрендовым сетям доверяют больше, чем небольшим и специализированным.
Несмотря на все опасения, Интернет торговля бурно развивается. Этим намерены воспользоваться не только люди, но и власти. Всерьез обсуждается вопрос о повышении налогов с организаций, ведущих коммерческую деятельность через Интернет. Если это произойдет, одно из главных преимуществ – низкая цена товаров – может быть сведено к нулю. Правда, в нашей стране пока администрирование таких компаний обойдется слишком дорого, так что вряд ли вопрос о повышении налогов решится быстрее, чем интернет-торговля наберет серьезные обороты.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина