Экономические настроения россиян ухудшились – они теряют уверенность в завтрашнем дне. При этом общий уровень удовлетворенности населения своей жизнью остался на прежнем уровне. К такому выводу пришел Центр стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха в ходе опроса, проведенного в октябре этого года.
Оценивая перспективы экономического роста в стране, специалисты Росгосстраха отметили, что налицо многие признаки торможения экономики. Вердикт социологов неутешителен: прогноз отрицательный. «Так или иначе, мировой финансовый кризис добрался и до России, – говорит руководитель департамента Центра стратегических исследований компании РОСГОССТРАХ Алексей Зубец. – При этом правительство страны, в отличие от Евросоюза и США, неохотно тратит средства на стимулирование национальной экономики». Так что в обозримом будущем, по мнению эксперта, рост российской экономики может затормозиться. Собственно, именно об этом и говорит замер экономических настроений россиян.
«Замер настроений отражает реальное положение дел в экономике ровно потому, что экономика живет в головах потребителей, – продолжает Алексей Зубец. – Если люди недовольны жизнью, их экономическая активность повышается. Если довольны – им и так хорошо». Люди, не уверенные в завтрашнем дне, не будут тратить деньги, а начнут копить, и развитие экономики будет замедляться, подытожил эксперт.
По данным последнего замера, положение дел на предприятиях «чувствительных» секторов экономики (которые раньше и сильнее других реагируют на спад или рост экономики. – Прим. авт.) продолжает ухудшаться, хотя скорость падения настроений сотрудников замедлилась. По сравнению с сентябрем доля респондентов, которые уверены в завтрашнем дне родных предприятий, уменьшилась на 2% до 70%.
В среднем доля сотрудников, уверенных в завтрашнем дне своих предприятий, снизилась до 68% (с 70% в сентябре). При этом наибольший уровень уверенности отмечен в Екатеринбурге, Томске, Казани и Тюмени, а наименьший – в Тольятти, Астрахани и Волгограде.
Также продолжают ухудшаться ожидания самих руководителей относительно будущего их предприятий и организаций. В благополучии собственного бизнеса уверены только 62% управленцев. Среди населения доля тех, кто уверен в своем завтрашнем дне, в октябре уменьшилась до 55% против 58% в сентябре.
По данным социологов, сегодня полностью или в основном довольны своей жизнью 84% жителей российских городов.
Согласно самооценке уровня дохода, в октябре 19% россиян отметили, что вполне могут позволить себе приобрести новый автомобиль. В ходе опросов участникам исследования предлагалось отнести себя к одной из следующих групп по уровню дохода:
денег с трудом хватает на питание,
питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости,
можем купить крупную бытовую технику, но не автомобиль,
могу купить автомобиль, но не квартиру,
могу купить квартиру или новый дом.
Именно доля последних двух групп, которые и составляют средний класс, является показателем имущественного самочувствия населения. По этому показателю социологи отметили некоторый рост по сравнению с сентябрем (18% в прошлом месяце).
В октябре доля безработных несколько снизилась: к данной категории себя отнесли 4,6% от числа опрошенных против 4,9% месяцем ранее. Надо отметить, что в октябре 2011 года доля безработных также составляла 4,6%. Наивысший показатель в январе-октябре 2012 года зарегистрирован в Москве, Ульяновске и Пензе, а наименьший – в Кемерово, Новокузнецке и Екатеринбурге.
По мнению экспертов сайта, данное исследование очень показательно для крупных городов и экономически активных граждан. И если учесть, что в каждой волне телефонным опросом охватывается несколько тысяч человек, погрешность исследования должна быть минимальной.
«Настроения руководителей компаний, предпринимателей и экономически активных граждан не только отражают реальную экономическую ситуацию в стране или регионе, но и оказывают на нее очень сильное опережающее влияние», – уверен экономист, директор Гильдии маркетологов Игорь Березин. По его словам, индикаторы настроений малого и среднего бизнеса, озвученные ранее одним из федеральных исследовательских холдингов, показывали отрицательную динамику уже весной-летом 2008-го года, то есть за три-пять месяцев до реального начала экономического кризиса. «И, наоборот – с осени 2009-го (за полгода до начала реального восстановления экономики) индикаторы настроений стали показывать положительную динамику», – говорит экономист.
Впрочем, как отмечает Игорь Березин, для более точной оценки экономических настроений сограждан нужно дождаться результатов ноябрьских опросов. Ведь упадок настроения может быть объяснен и вполне сезонным фактором. По его словам, среди россиян, в том числе предпринимателей и бизнесменов, довольно много метеозависимых людей, на которых осень нередко нагоняет волну пессимизма.