Во время сильного ливня вы, проезжая обширную лужу, на скорости около 50 км/ч попали передним колесом в открытый канализационный люк, который не был заметен под водой. От сильного удара повредилась подвеска, повело корпус – ремонт обойдется в несколько десятков тысяч рублей. Автомобиль не застрахован по каско. О том, можно ли возместить ущерб в такой ситуации, рассказывают эксперты.
Начальник юридического управления ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», ответственный секретарь комиссии по правовому регулированию закупок и противодействию коррупции ЧРО Ассоциации юристов России Юрий Подшивалов:
«Для взыскания ущерба необходимо обратиться в суд по месту нахождения ответчика, в чьи функции на момент совершения ДТП входила обязанность по содержанию дорожного покрытия, где находился колодец.
В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного постановлением Госстандарта от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Также следует учесть п. 1.1.28 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-022001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в соответствии с которым в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят в том числе содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков».
Арбитражный управляющий Дмитрий Купцов:
«В ситуации, когда автомобилю причинен существенный ущерб в результате наезда на незакрытый канализационный люк, автовладелец должен вызвать наряд дорожно-патрульной службы района города, в котором произошло ДТП, и зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия с указанием всех существенных деталей этого ДТП (время, место, погодные условия, состояние дорожного покрытия и т. д.). Необходимо получить протокол об отказе в возбуждении административного правонарушения – сейчас сотрудники ДПС выдают такой протокол в день самого ДТП.
Собрав все необходимые документы по ДТП, нужно определить сумму ущерба. Для этого вам за собственный счет нужно произвести независимую оценку стоимости восстановительных работ по ремонту автомобиля.
В дальнейшем все будет очень сложно, но не отчаивайтесь! Труднее всего будет определить ответственного за данный конкретный участок дороги, узнать, какой организации принадлежит данный канализационный люк. Исходя из практики, люк, скорее всего, принадлежит водоканальной службе того или иного города. А согласно правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденным приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в функции организаций водопроводно-коммунального хозяйства, к которым относится и конкретный «Водоканал», входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.
Следовательно ваши дальнейшие действия будут таковы: подготовить и отправить в адрес «Водоканала» претензию с приложением копий всех документов; получив отказ или не получив ответа вообще, необходимо обращаться в суд общей юрисдикции и взыскивать сумму ущерба.
Самое главное – не бояться пройти весь этот путь от начала до конца. Как показывает устоявшаяся судебная практика и позиция Высшего арбитражного суда, в данных спорах суды встают на сторону истца».