Вкладчики могут лишиться страхового возврата денег в случае банкротства банка. Правда, не все, а только те, чьи депозиты были открыты незадолго до отзыва лицензии. А также клиенты банка, чьи счета были «раздроблены» с большей суммы на меньшую для получения компенсации от Агентства по страхованию вкладов.
Минфин совместно с АСВ разработал поправки в закон «О страховании вкладов», которые являются мерами борьбы с так называемыми дробильщиками. Согласно поправкам, вкладчикам, разместившим накопления на депозитах за месяц до банкротства банка, должно быть отказано в выплате 100% компенсации, если их вклад будет признан дробленным на несколько частей для вхождения в лимит страховых выплат. Сейчас максимальная несгораемая сумма вклада должна быть не более 700 тысяч рублей.
Инициаторы нововведений считают, что необходимость законодательно закрепить меры противодействий с манипуляциями вкладами назрела давно. Череда громких банкротств, за которыми следовали довольно крупные выплаты из фонда Агентства по страхованию вкладов, показала: незадолго до отзыва лицензии деньги со счетов компаний и организаций спешно переводились на счета или вклады частных лиц, а многие граждане разбивали свои вклады на маленькие. Все эти «лишние» выплаты увеличивают нагрузку на АСВ.
Стоит отметить, что бум фиктивных вкладов пришелся на банки, входящие в группу Матвея Урина, которые один за другим обанкротились в 2010 году. По данным Минфина РФ, незадолго до отзыва лицензии в кредитных организациях было открыто свыше полутора тысяч депозитов на общую сумму около 765 миллионов рублей.
«На первый взгляд, ничего явно криминального в ситуации с перебросами вкладов нет, – рассуждает заместитель руководителя компании «Полис Консалтинг» Андрей Волошин. – Вроде бы вкладчики получают свои деньги. Но ситуацией могут пользоваться в своих целях и злоумышленники в сговоре с сотрудниками банка. К примеру, они могут перевести финансовые средства со счета юрлица на физлицо. Так как эта операция внутренняя, контроль за ней минимальный. Это означает, что реального перевода денег может не произойти, он может числиться только на бумаге и в электронном документообороте. Но после страховых выплат АСВ виртуальные несуществующие деньги превращаются в настоящие».
Напомним, на сегодняшний день в случае банкротства банка АСВ осуществляет выплату вкладчикам (физлицам) возмещений по вкладам до 700 тыс. рублей. Резервы агентства состоят из ежеквартальных отчислений кредитных организаций. На сегодняшний день взносы банков равняются 0,1% от суммы вкладов и счетов граждан. Фонд страхования вкладов за 2011 год вырос на 24% – до 162,3 млрд руб.
Между тем, по словам начальника отдела правового сопровождения розничного бизнеса и расчетно-кассового обслуживания банка «Открытие» Анны Овчинниковой, законопроект сработает в большей степени против интересов добросовестных вкладчиков, которые разместили свои вклады в течение последнего месяца до дня наступления в банке страхового случая. «То есть до отзыва лицензии или введения моратория Банком России на удовлетворение требований кредиторов. Такие клиенты будут вынуждены доказывать свою добросовестность в суде, а именно тот факт, что обязательства по их вкладам возникли в результате совершения ими правомерных действий. Например, при выплате зарплаты, возмещении вреда или по решению суда. Только в этих случаях они смогут получить страховое возмещение».
Заместитель управляющего региональным филиалом Промсвязьбанка Олег Гриценко считает, что реализация законодательной инициативы может ударить по доверию граждан к самой банковской системе. «Подозреваю, что последствия от этого могут быть больше, чем возможные потери от махинаций недобросовестных вкладчиков и банкиров. Поэтому вкладчики будут вынуждены более серьезно относиться к выбору финансовых организаций для хранения своих денежных средств. Не исключено, что после реализации данной меры банки будут наблюдать отток привлеченных денежных средств», – полагает банкир.
По словам пользователя Твиттера, казанского предпринимателя Рамиля Хабибуллина, в идеале должны страховаться не только вклады физлиц, но и счета организаций. «Предприятия же не виноваты в том, что их банк становится банкротом. Одновременно с этим необходимо ужесточить уголовную ответственность за махинации с банковскими счетами. Я уверен, что в большинстве случаев понесли наказание сами специалисты банка», – делает выводы пользователь интернет-сообщества.