Ассоциация по страхованию вкладов не хочет выплачивать страховое возмещение по подозрительным депозитам в банках-банкротах. В АСВ полагают, что часть вкладов, появившихся во многих проблемных кредитных организациях накануне их банкротства, являются фиктивными. Государственный страховщик предлагает Центробанку провести совместное расследование причин появления данных вкладов в банках и законодательно защититься от них в следующем году.
Несколько недель назад ЦБ РФ отозвало лицензии на право деятельности у банков «Славянский» и «Традо». Причина – неисполнение банками федеральных законов. После этого банками-банкротами занялось АСВ. На него были возложены обязательства по выплате 100% страхового возмещения «сгоревших» вкладов клиентам. Однако часть вложений вызвала у АСВ подозрения.
АСВ осуществляет выплату вкладчикам (физлицам) возмещений по вкладам до 700 тыс. рублей в случае банкротства банка. Его резервы состоят из ежеквартальных отчислений кредитных организаций, сотрудничающих с агентством. На сегодняшний день взносы банков равняются 0,1% от суммы вкладов и счетов граждан. Приблизительный размер фонда сейчас составляет 124 млрд рублей.
По словам замгендиректора АСВ Андрея Мельникова, количество вкладов в организациях резко увеличилось буквально... накануне отзыва лицензии у банков, когда они уже были признаны неплатежеспособными! «Все выглядело так, как будто вкладчики выстраивались в очереди к кассам этих банков, чтобы положить на счета по 500-700 тыс. рублей своих кровных, в основном на длительные сроки. Всего было проведено операций на сумму 765 млн рублей. Скорее всего, страховые выплаты таким «вкладчикам» мы осуществлять не будем».
Г-н Мельников напоминает, что случаи появления фиктивных вкладов в банках-банкротах обнаруживались и раньше. Но в этот раз, сумма лжедепозитов оказалась беспрецедентно высокой.
В АСВ считают, что наращение вкладов в проблемных банках шло двумя путями. Первый – во вклады физических лиц трансформировались средства со счетов клиентов юридических лиц. Во втором случае – просто дробились вклады клиентов, чьи вклады превышают 700 тысяч рублей. Специалисты банков предлагали данным вкладчикам раздробить свои состояния и перевести на вновь открытые счета подставных лиц.
«На первый взгляд, ничего явно криминального в ситуации с перебросами вкладов нет, – рассуждает заместитель руководителя компании «Полис Консалтинг» Андрей Волошин. – Вроде бы вкладчики получают свои деньги. Но ситуацией могут пользоваться в своих целях и злоумышленники в сговоре с сотрудниками банка. К примеру, они могут перевести финансовые средства со счета юрлица на физлицо. Так как операция внутренняя, контроль за ней минимальный. Это означает, что реального перевода денег может не произойти, оно может числиться только на бумаге и в электронном документообороте. Но после страховых выплат АСВ виртуальные несуществующие деньги превращаются в настоящие».
По словам г-на Мельникова, уже в следующем году государство попытается исключить возможность подобных махинаций. «Сейчас межведомственное согласование проходит законопроект, в котором будет прописан механизм защиты от таких действий. Согласно ему, для проблемных банков вводится понятие «период подозрительности». Его срок будет один месяц. Вклады, сформированные путем перечислений внутренними проводками со счетов физических лиц на счета юридических лиц или со счетов юрлиц на счета физических лиц в течение этого месяца, не будут подлежать страховому возмещению».
По мнению г-на Волошина, законодательная инициатива АСВ логична, но снизит количество мошеннических операций в лучшем случае только на половину. В остальных случаях доказать фиктивность вкладов для физлиц будет очень сложно.