Судебные приставы накажут должников за вранье. Согласно новой инициативе ФССП неплательщики алиментов и кредитов будут обязаны рассказывать об имеющихся у них имуществе и доходах под присягой. Если в ходе дальнейших разбирательств обнаружится, что человек что-нибудь утаил или недоговорил, его будет ждать уголовная ответственность.
Начальник управления организации работы по реализации имущества должников Федеральной службы судебных приставов Геннадий Иванов считает, что предлагаемое ведомством новшество может существенно облегчить работу приставам. Собираемость арестованного имущества вырастет в разы.
«Под присягой в начале судебных разбирательств должники должны будут перечислить все свое имущество и поклясться, что больше у них ничего нет. Если в дальнейшем обнаружится что-либо утаенное, граждан могут ждать большие неприятности, вплоть до уголовной ответственности», – рассказывает г-н Иванов.
По словам пристава, подобная практика действует во многих европейских государствах. В частности, она с успехом применяется в Германии и Финляндии. ФССП предлагает задействовать такой механизм работы и в нашей стране.
Между тем независимые эксперты полагают, что инициатива руководства судебных приставов трудновыполнима. Они указывают на то, что ключевую роль в реализации таких механизмов в Европе играет правовой обычай и традиция добросовестности исполнения своих обязательств. Для жителей этих стран не платить и уклоняться от долгов не просто стыдно, это влечет серьезное общественное порицание и потерю репутации.
Руководитель аналитического департамента Центра экономической экспертизы Олег Козлов считает, что для появления такого вида присяги необходимо вносить серьезные изменения в законодательную базу. «Важно обозначить в правовых актах как саму присягу, так и санкцию за её нарушения. Да и менталитет наших граждан несколько другой, чем на Западе. Не станет русский человек доносить на себя и рассказывать обо всех своих секретах. Тем более если он и так не в ладах с законом».
Аналитик ГК «Регион» Сергей Буров отмечает, что предложение ФССП, скорее всего, носит имиджевый характер. «Желание приставов обязать граждан клясться перед судом и их ведомством пока никак документально не оформлено. Поэтому будем к нему относиться как к ходу хитрых маркетологов. Так как даже одни разговоры о появлении присяги могут влиять на общество и на систему государственной власти в целом. С одной стороны, для должников приставы превращаются в более грозное ведомство, с которым нужно считаться. С другой – перед Кремлем статус Федеральной службы судебных приставов повышается в неформальном рейтинге государственных ведомств из-за регулярных инициатив по реформированию исполнительной системы».
Напомним, за последние несколько лет полномочия судебных приставов и так были значительно расширены. Специалисты службы получили добро на вскрытие квартир неплательщиков без их непосредственного присутствия. Было налажено сотрудничество с представителями Федеральной миграционной службы. Неплательщиков по алиментам и кредитам стали отлавливать на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.
Кроме того, несколько недель назад ФССП практически удалось получить доступ к персональным данным граждан в базах сотовых операторов. Для того чтобы засекреченная информация стала открытой для них, приставам пришлось пролоббировать внесение поправок в ряд законодательных актов.