Замедление темпов роста заработной платы по сравнению с ростом производительности в предыдущие годы стало одной из причин мирового экономического кризиса, говорят эксперты Международной организации труда в «Глобальном докладе о заработной плате за 2009 год».
Рост реальной заработной платы в мире в 2008 году резко упал, и, несмотря на признаки экономического выздоровления, падение продолжается. В половине из 35 исследуемых МОТ стран реальная месячная зарплата в I квартале 2009 года сократилась по сравнению со среднемесячным уровнем прошлого года. «Все это порождает серьезные сомнения относительно реальных масштабов экономического оздоровления. Сокращение заработной платы приводит к свертыванию столь необходимого экономике спроса и подрывает уверенность в обществе», – сообщается в докладе.
Профессор Российской экономической школы Ирина Денисова находит логику МОТ не совсем понятной. Для развитых стран вопрос повышения конкурентоспособности при сохранении соцдостижений, в том числе уровня зарплат, действительно актуальная тема, соглашается она. «И, возможно, они предпринимали какие-то действия с целью попридержать темпы роста заработной платы. Но до дефицита совокупного платежеспособного спроса тут далеко, и это никак не служит причиной кризиса», – утверждает Денисова.
В своих построениях МОТ игнорирует такие факторы, как инвестиции, финансовые пузыри на фондовом рынке и рынке недвижимости, что имело решающее значение при развитии кризиса особенно для развитых стран, замечает эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. Что до российских реалий, то тут фактор сокращения темпов роста заработной платы, по словам эксперта, не работает в принципе. «В России шел ровно обратный процесс – заработная плата росла огромным скачками. Это обеспечивало увеличение потребительского спроса, и тем не менее в воронку кризиса мы все равно попали», – подчеркивает он.
Ирина Денисова не считает, что рост зарплат в России до кризиса сильно превышал темпы роста производительности труда. «Весь вопрос, как считать», – говорит она. Если посчитать долю выплат, приходящихся на работника в ВВП, то по сравнению, например, с США, где на долю труда приходится 70% ВВП, у нас только 40%. И эта цифра, по словам эксперта, оставалась почти неизменной в последние годы.
Рост зарплат, продолжает Денисова, происходил скорее в силу демографических особенностей страны (сокращение трудоспособного населения). По подсчетам Минэкономразвития, в 2008 году они выросли на 11,5%. В Ernst & Young и вовсе называют цифру в 15%. «Однако из-за кризиса компаниям пришлось пересмотреть свою политику, в итоге планируемое в этом году повышение заработной платы в среднем на 14% фактически составило 6,4%, что ниже текущего уровня инфляции», – отмечают в «Общеиндустриальном обзоре зарплат и компенсаций в России за 2009/2010 годы» аналитики компании.
Согласно прогнозам МЭР, по итогам 2009 года реальные зарплаты в России упадут на 4,6%, в 2010 году – на 0,6%, а до уровня 2008 года восстановятся лишь к 2012. Эксперты надеются, что в дальнейшем, как и советует МОТ, компании все-таки будут стремиться не снижать зарплату, а повышать производительность труда. «Теоретически все так и должно быть,– рассуждает начальник отдела анализа долгового рынка банка «Санкт-Петербург» Ольга Лапшина, – неэффективные предприятия необходимо закрывать или перепрофилировать на другое производство, а работников переобучать либо оказывать содействие в переселении в другие районы, где можно найти работу».
Но в России своя специфика. День за днем государство оказывает поддержку таким предприятиям, чтобы не допустить социальной дестабилизации – примеры подобных действий всем известны.
Лариса МАКЕЕВА, аналитик ИК «Финам»