В Елабуге уже три года собирают президентские автомобили Aurus. Татарстан принял эстафетную палочку у института НАМИ, который делал штучные экземпляры, и вывел премиальные машины в серию. Или нет?
Елабужский завод может выпускать 5 тысяч машин в год, однако официально не раскрывается, сколько автомобилей он произвел в действительности. Поскольку статусные автомобили выполняются на заказ, об объемах производства можно судить по количеству проданных Aurus. В 2023 году компания Aurus продала 115 люксовых машин, годом ранее — 31.
В Татарстане принято говорить, что в 2021 году седаны Senat запустили в серию, в 2022-м — внедорожники Komendant. Мероприятие провели с помпой: президент РФ дал добро по видеосвязи, а федеральный министр промышленности Денис Мантуров, глава Ростеха Сергей Чемезов и глава Татарстана Рустам Минниханов нажали символическую кнопку старта на заводе Елабуге.
Однако автоэксперты настаивают: показатели «золотых» авто не дотягивают до того, чтобы назвать это серией.
— Да какая там серия. Это самоделки всё, штучный экземпляр. Они еще не отработаны, сырые. Один экземпляр даже не может повторить второй. Нет повторяемости, они все разные. Рано или поздно мы долетим до Марса и, наверно, встретимся с инопланетянами. Постройка этого автомобиля — это как встреча с инопланетянином. Вероятность ровно такая же, — прокомментировал автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
— Он несерийный практически, потому что в очень маленьком количестве собирается. Есть в продаже, но штучно. Это малосерийное производство. Практически ручная сборка, — отметил независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
— До серии пока достаточно далеко. Тем, что сейчас говорят, что серийное производство не будет в Елабуге, его перенесут в Санкт-Петербург. Значит, вопрос еще более открытый, — высказался партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Несмотря на то что Aurus в первую очередь собирают для политической элиты, автомобили можно найти в свободной продаже. Они стоят около 30–40 миллионов рублей. Казанцы сетуют, что отечественный автопром сконцентрировался на производстве не «народных авто», а премиумных. «Простые люди» не могут позволить себе «золотые» машины, а импортные модели либо отсутствуют, либо их ценник улетел в космос.
Семейство Aurus (черновое название — «Кортеж») задумывалось как премиальные автомобили для высших чинов. Его позиционировали как возрождение отечественного автопрома. Почти 70% комплектующих производят в России (по крайней мере, такова была информация на 2022 год). Впервые Владимир Путин показался на публике в лимузине Aurus во время своей инаугурации в 2018 году. Позже президент проехал на новом авто по Хельсинки во время саммита Россия — США. Помимо уже названных моделей семейство Aurus включает минивэн «Арсенал» и катафалк «Лафет». В производство вложились НАМИ (63,5%), эмиратский фонд Tawazun (36%) и Sollers (0,5%).
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!