Разобрать данную тему я решил после того, как просмотрел программу «Первая передача», которая была в эфире 5 июня. Ссылка, смотреть с 26:45.
Вкратце перескажу сюжет. Водитель припарковался вторым рядом, что запрещено Правилами дорожного движения. Инспекторы потребовали у водителя документы, а тот заявил, что, выйдя из автомобиля, он закончил им управлять, следовательно, перестал быть водителем. Покинув автомобиль, он стал пешеходом, и передавать документы никому не обязан – ссылка. И ведущий передачи – г-н Травин – поддерживает водителя, утверждая, что формально тот прав, но просит не доводить ситуацию до абсурда. Мол, тогда в полном соответствии с ПДД инспектору придется бежать рядом с автомобилем, требовать документы на ходу и ловить их из окна. И дальше взывает к здравому смыслу: «Если инспектор ДПС видел, как вы только что управляли машиной, и имеет тому доказательства, то не стоит упираться, вы для него – водитель».
Лично я в таком утверждении даже здравого смысла не вижу.
Так что подразумевается под термином «управлением транспортным средством»? В какой момент оно заканчивается и водитель становится пешеходом? Нужно или нет передать в руки инспектору документы после остановки, когда собственно перемещения нет?
Вариантов толкования «управления» достаточно много. В основном данный термин пробуют истолковывать через воздействие на органы управления. Например, в ПДД Белоруссии записано: «Управление транспортным средством – воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального».
Но подобные определения ущербны. Представим, что водитель остановился на перекрестке на красный сигнал светофора. Изменения положения нет, следовательно, нет и управления. Раз нет управления, то водитель собственно водителем не является. И если инспектор в данный момент подойдет к автомобилю и потребует у водителя документы, то вроде бы отдавать их в руки полицейскому не обязательно.
Начнем с определения. «Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». Пока автомобиль из дорожного движения не исключен, обязанности, возникшие в процессе перемещения, должны быть выполнены водителем полностью. И управление не прекращается, пока эти обязанности не выполнены.
Для исключения из дорожного движения автомобиль как минимум должен остановиться. В зависимости от контекста, ПДД различают пять типов остановок (ссылка):
Преднамеренная остановка – остановка по вашему желанию.
Техническая остановка – согласно требованию ПДД, знаков, светофоров, разметки, регулировщика, должностных обязанностей водителя.
Вынужденная остановка – как правило, связанная с технической неисправностью автомобиля.
Затор – остановка потока.
Остановка при ДТП.
Группировка соответствует обязанностям, которые являются следствием той или иной остановки. Соответственно, при остановках, указанных в пунктах со второго по пятый, управление не прекращается, так как не исчерпана потребность в перемещении – дорога по определению предназначена для движения, и бросать автомобиль посреди дороги запрещено. В приведенном выше примере с остановкой на красный сигнал светофора, водитель даже в стоящем автомобиле остается водителем, и если полицейский требует передать ему документы, то водитель обязан выполнить требования.
При преднамеренной остановке в определенных ситуациях управление также не прекращается. Например, если водитель остановился на остановке маршрутных транспортных средств для посадки или высадки пассажира, то он не должен создавать помехи автобусам или троллейбусам. Потребность в перемещении не исчерпана – управление не окончено.
При остановке в местах, где преднамеренная остановка запрещена, потребность в перемещении также не исчерпана. И если брать пример из «Первой передачи», где водитель остановился во втором ряду, то в связи с нарушением правил остановки свои обязанности он не выполнил. Следовательно, водитель остался водителем даже после выхода из автомобиля, и по требованию инспекторов обязан передать им в руки документы.
Водителю из сюжета можно только пожелать меньше читать бульварную литературу – дурь, которая в ней понаписана и которая остается в памяти, улетучится из головы только по прошествии 15 суток, проведенных в камере в соответствии с ч.1 ст.19.3 КоАП. Законные требования инспектора ДПС необходимо выполнять.
Когда управление заканчивается? Когда водитель выполнил все свои обязанности. Например, в субботу утром вы поехали в магазин. Начало движения со стоянки – начало управления. Остановка на парковке перед магазином – окончание управления. Но с оговоркой – необходимо принять все меры против угона и самопроизвольного движения автомобиля.
Как видим, утверждение г-на Травина: раз инспектор видел, как вы управляли автомобилем, значит, нужно передавать ему документы в руки, – не выдерживает критики. Если вы заглушили двигатель, дернули ручник, вышли из автомобиля и нажали кнопочку сигнализации, то вы перестали быть водителем. Инспектор с пеной у рта может доказывать, что он видел, как вы управляли. Толку-то от его слов…
Естественный вопрос, если инспектор попытался остановить автомобиль, а водитель начал улепетывать, потом где-то успел остановиться, выскочить из автомобиля, дернув ручник, и нажать кнопку сигнализации, то его уже не привлечь за нарушения ПДД? Даже если он пьян?
Ничего подобного. Как только инспектор потребовал остановиться, у водителя возникла обязанность после остановки передать в руки полицейскому документы. И пока инспектор в руки документы не получит, общественные отношения, связанные с дорожным движением, имеют место, управление не прекращается, и водитель остается водителем.
Бывает, что водитель совершил ДТП, но с места ДТП скрылся, потому что был пьян. Протрезвев, он приходит в ГАИ и отдает документы без разговоров, поскольку обязанности при ДТП не были выполнены, и он остался водителем даже через несколько суток после того, как вышел из-за баранки.
В завершении рассмотрим вопрос по поводу распития спиртного в автомобиле – ссылка. Если автомобиль из дорожного движения исключен, все меры против самопроизвольного движения выполнены, и гражданин находится в автомобиле, фактически его охраняя, то претензий к нему никаких быть не может, даже если двигатель заведен. И Верховный суд таких граждан водителями не считает – ссылка.
Инспекторы в подобных случаях пытаются заполучить документы водителя, утверждая, что они видели, как тот управлял автомобилем. Но как сказал выше, мало ли что они видели. А вот если до того, как заехать во двор и потребовать с сидящего в автомобиле выпивохи документы, инспекторы требовали его остановки где-то на дороге, а тот попробовал уехать, то отвертеться не получится. Лучшее доказательство – включенные проблесковые маячки, с которыми инспекторы догоняли водителя, и куча свидетелей, слышавших, как из громкоговорителя звучало требование об остановке.
Резюмируем. Управление – это права и обязанности гражданина, связанные с общественными отношениями в области дорожного движения. Передвижение любым доступным способом – конституционное право граждан РФ. Однако перемещение – необходимый, но не достаточный признак управления. Пока все свои обязанности гражданин не выполнил, он остается водителем.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора