Авто Кто виноват в конфликте на кольце

Кто виноват в конфликте на кольце

Видео интересно тем, что по одной лишь записи сложно понять, кто виноват в создании аварийной ситуации. Зато оно наглядно иллюстрирует хаос, который возникает в России на перекрестках с круговым движением. Хотя... Является ли этот участок круговым движением?

Кольца: бывшие и действующие

Перекрестки с круговым движением (кольца) весьма популярны в Европе, где они, как правило, имеют отчетливо круглую форму, являются главными дорогами и снабжены внятной разметкой. Кроме того, нерегулируемое круговое движение в Европе используется на пересечении слабо нагруженных дорог с примерно одинаковым трафиком.

Типичное европейское кольцо близ Милтон Кейнса (Британия) - четкая разметка, идеальная форма

У России, как водится, свой путь. Некоторые наши кольца из космоса больше походили на треугольники или ромбы (с места водителя вообще непонятно на что). Встраивали их нередко в магистрали с обильным трафиком. Направление главной дороги могло не совпадать с формой кольца, и часть его секторов оказывалась второстепенкой. Добавим к этому отсутствующую или плохо видимую разметку и получим все предпосылки к возникновению хаоса.

А это российское кольцо, которое не похоже на таковое ни сверху, ни с места водителя

В 2010 году вопрос решили радикально. Часть колец, в основном с явно выраженной главной дорогой, лишили статуса кругового движения, и хотя они зачастую сохранили круглую форму, де-факто превратились в обычные перекрестки, на которых дорога делает пару изгибов или смыкается несколько магистралей.

В 2010 году изображенный выше перекресток перестал быть круговым. Схема движения понятна благодаря табличке с указанием направления главной дороги и предписывающим знакам

Те же кольца, которые сохранили знаки «Круговое движение», с тех пор должны были иметь четкие знаки приоритета, согласно которым кольцо становилось главной дорогой. По нынешним нормативам, знак «Круговое движение» должен сопровождаться знаком «Уступи дорогу» и табличкой, на которой форма главной дороги повторяет кольцо.

Круговые перекрестки, которые сохранили свой статус, теперь укомплектованы вот таким набором знаков

Фактически, эти нововведения больше касались дорожников, которым предписали удалить часть знаков в одних случаях и добавить в других. А с точки зрения водителя не изменилось ничего: как и раньше, он должен соблюдать требования знаков (в том числе, приоритета) и разметки.

Почему хаос не исчез?

В теории все красиво, но у жизни свои законы. Например, понять схему движения на кольцах и экс-кольцах очень помогает разметка, которую в России зачастую просто не видно. Это создает острые проблемы на широких перекрестках, где автомобили движутся в несколько рядов.

Сами водители зачастую плохо представляют технологию проезда колец и не делают различия между настоящим круговым движением и бывшим. Бывает, водители ездят по привычке и не замечают, что у круглого перекрестка поменялся статус: было круговое движение, стало обычное.

В отсутствие разметки на таких кольцах начинает неразбериха, потому что многие водители стремятся съехать с них из некрайнего ряда, мешая тем, кто едет по внешнему кольцу

Некоторую путаницу внесли власти, которые в 2010 году активно пиарили тезис о том, что отныне все кольца – главные. Это, в общем-то, верно, просто с тех пор не каждый перекресток, напоминающий кольцо, сохранил статус кругового движения. И, двигаясь по кольцу, нужно отдавать себе отчет, что если оно не является круговым движением, сегменты могут иметь разный приоритет, а в случае пересечения равнозначных участков нужно уступать помехе справа.

Технология проезда: кольца

Итак, мы имеем перекресток, перед которым установлены знаки «Круговое движение» и «Уступи дорогу». Соответственно, уступает тот, кто въезжает на кольцо – очень похоже на европейскую практику.

Если дорога многополосная, то въезжать на круговое движение можно с любой полосы в соответствующую полосу кольца, поморгав при этом правым поворотником.

На самом кольце вы можете кружить до приступа морской болезни, а также менять ряды, предваряя маневр поворотником и уступая дорогу тем, кто движется без смены ряда.

А теперь главная тонкость: съезжать с кольца можно только с внешнего ряда (правого), снова показывая правый поворотник. Этим правилом многие пренебрегают, въезжая на кольцо с левого ряда, облизывая внутреннюю часть кольца и почти по прямой уходя на выезд с противоположной стороны. Если кто-то едет при этом по внешнему радиусу, возникает конфликтная ситуация, и этот кто-то, между прочим, имеет приоритет.

Впрочем, если на кольце есть знаки движения по полосам или соответствующая разметка, разрешающие выезжать со второго (третьего) ряда, то так тому и быть. Тут, кстати, таится потенциальный конфликт: например, местные знают, что на данном кольце можно съезжать со второго ряда, но разметка давно стерлась, и приезжий водитель решает покружить по кольцу. В случае подобного ДТП разбирательство будет долгим и эмоциональным, потому что у каждой из сторон своя правда.

Кстати, один из конфликтных сценариев на кольцах выглядит так: одна машина въезжает с левого ряда на внутренний радиус, вторая въезжает чуть позже и движется по внешнему кругу, мешая первой съехать с кольца. Естественно, первый водитель начинает истерично сигналить, потому что он попал на кольцо первым и вроде бы имеет приоритет. Но если вторая машина уже на кольце, то как раз таки уступать должен тот, кто перестраивается на внешний радиус для выезда.

Технология проезда: экс-кольца

Если же перекресток утратил статус кругового движения, схема движения обычно радикально отличается, поэтому повнимательней на въезде. Если знака кругового движения нет, изучаем табличку, на которой отражено направление главной дороги, а также все сопутствующие знаки, включая предписывающие и знаки движения по полосам.

Распространенная схема «конверсии» колец – это превращение их в обычное пересечение главной дороги со второстепенной, причем главная в месте их смыкания имеет два дуговых изгиба.

Эти изгибы, с точки зрения ПДД, не несут смысловой нагрузки, поэтому их можно мысленно распрямить, представив, что имеем дело с парой односторонних главных дорог, между которыми – разделительная полоса.

Типичное экс-кольцо, которое теперь почти не отличается от обычного перекрестка главной дороги со второстепенной

Соответственно, если автомобиль въезжает на такой участок по главной дороге, он может ехать по своей полосе до самого выезда. И, в отличие от кругового движения, необходимости уходить на внешний радиус для съезда в этом случае нет, равно как не нужно включать поворотник, кроме перестроения или разворота.

При развороте, естественно, появляется необходимость пропускать встречный поток, въезжающий на такое экс-кольцо по главной ибо, в отличие от кругового движения, перемычка между двумя главными дорогами, как правило, является фрагментом второстепенки, о чем, по-хорошему, должны предупреждать знаки. Даже если их нет, в любом случае разворот требует уступать дорогу встречному потоку.

Со второстепенного примыкания въезжать на такое экс-кольцо, по идее, нужно с правого ряда, однако чаще всего на примыкающих дорогах есть знаки движения по полосам, которые позволяют поворачивать направо со второго и третьего рядов, ибо сама конфигурация перекрестка не подразумевает иного.

Разбор ситуации

На видео, с которого мы начали статью, – типичный конфликт на кольце, усугубленный отсутствием разметки. Вердикт зависит от того, является ли этот участок круговым движением.

Долгое время было именно так – это пересечение было круговым перекрестком, и если бы ситуация имела место в 2009 году, правда была бы на стороне Mazda. В этом случае Daewoo бы нарушила ПДД, поскольку пыталась съехать с внутреннего радиуса кольца сразу на выезд.

Вот только в 2010 году этот участок дороги потерял «круговой мандат» и теперь является обычным перекрестком, где главная дорога имеет местный изгиб. Схема движения понятна по разметке, которую, благодаря «Яндекс.Панораме», мы смогли увидеть в момент после реконструкции перекрестка.

При наличии разметки вина Mazda была бы более очевидной, но даже в ее отсутствие разворот на такой дороге из некрайнего левого ряда - это нарушение
1 из 4
При наличии разметки вина Mazda была бы более очевидной, но даже в ее отсутствие разворот на такой дороге из некрайнего левого ряда - это нарушение

Как видите, Daewoo на самом деле двигалась в своей полосе и имела приоритет, поскольку не меняла рядности, тогда как Mazda пыталась уйти на разворот из правого ряда, подрезав Daewoo. И даже в отсутствие разметки такой маневр является нарушением, если учитывать знаки, которые установлены на въезде на перекресток: они говорят, что он не круговой.

При этом водитель Daewoo напрасно включил правый поворотник, поскольку в данном случае он не съезжал с кольца, а лишь двигался по своей полосе.

Впрочем, использование поворотников на подобных перекрестках – отдельная тема. Скажем, на круговых движениях ПДД требуют включать правый поворотник на въезде и выезде, но, бывает, автомобилисты мерцают левым, чтобы показать – им не нужно в первый сверток, они хотят проехать прямо.

Иногда это сбивает с толку, особенно иногородних. С другой стороны, коль скоро схема движения по кольцам и экс-кольцам в России все еще несколько запутана, в самом деле хочется лишний раз включить поворотник, пусть и не совсем по правилам.

Это кольцо в Уфе - не круговое движение, а место пересечения несокльких дорог, где схема движения определяется знаками и разметкой, а приоритетность в ряде случаев - правилом помехи справа

Резюме

Кольца – неплохое изобретение, но проблема в том, что они слишком чувствительны к качеству сопутствующей инфраструктуры. Особенно в российских реалиях, когда конфигурации колец бесконечно разнообразны и трудны для восприятия.

В теории проблем нет, но если в реальности отсутствуют знаки или разметки, на перекрестках с круговым движением или экс-кольцах могут возникать коллизии, когда здравый смысл противоречит формальным ПДД.

Поэтому на круговых перекрестках нужно соблюдать два принципа: внимательно смотреть на знаки у въезда на них, и, если они почему-то противоречат здравому смыслу, тщательно контролировать ситуацию на 360 градусов вокруг, предвидя наихудшие сценарии. А в крайнем случае, нужно быть готовым уступить дорогу плохо видящим и медленно соображающим.

Фото: Фото из сервиса «Яндекс.Карта», «Яндекс.Панорама» и «Google Карты», видео пользователя сайта

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления