Месяц назад – 5 августа 2015 года – на трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре столкнулись два автобуса. 15 человек погибли, 63 ранены. В ответ Игорь Шувалов на совещании у президента произнес тираду, из которой следовало, что водители в России ездят исключительно агрессивно, и предложил незамедлительно с этим начать бороться.
Общественность сразу вздохнула с облегчением. Наконец-то причина всех аварий найдена, и водителей, которые не дают другим спокойно ездить, начнут наказывать. Наступит тишь да гладь, и божья благодать.
Остается один маленький вопрос: что подразумевается под «агрессивным вождением»? Игорь Шувалов привел странную и размытую формулировку: постоянное перестроение из ряда в ряд, резкие ускорения или, наоборот, торможения автомобиля в потоке.
Интересно, два маневра за 30 секунд – это постоянные перестроения? А два перестроения за 10 секунд? Кто конкретно будет включать секундомер?
Торможение автомобиля в потоке должно иметь причину. Например, на дорогу выскочил котенок. Нормальный водитель его раздавит и не задумается – экстренное торможение запрещено. Рисковать своей жизнью и жизнью окружающих ради котенка – абсурд. Но бывают исключения. И как изволите изложить сей момент в КоАП? «Нераздавление котенка при движении в населенном пункте – 500 руб. штрафа, вне населенного пункта – 1000 руб.»?
Или, например, водитель едет утром на работу и думает: «А дай-ка я сейчас резко тормозну. Лох сзади приедет мне в багажник. Разлекуха, и на работу сегодня можно не ходить». Давайте запишем в КоАП: «Резкое торможение по причине идиотских мыслей – штраф 500 руб., неидиотских – 1000 руб.».
Если говорить серьезно, то, переводя с русского на русский, агрессивное вождение имеет место, когда водитель быстрее приезжает в конечный пункт своего маршрута за счет потери времени другими водителями. Хочешь – не хочешь, но если кто-то перед тобой резко перестроился – притормозишь. Однако объективных критериев агрессивного вождения не так много.
Классический образец – «обочечники», которые испытывают экстаз, объезжая пробку по обочине, а затем, провоцируя ДТП, лезут в поток, вынуждая других притормаживать. Но объективное выявление данного нарушения не вызывает затруднений, и штраф в 1,5 тыс. руб. за него давно предусмотрен.
Субъективизм в сфере наказания недопустим. Если позволить инспектору на глазок, исходя из своих внутренних убеждений, определять, является стиль вождения конкретного водителя в данный момент агрессивным или нет, наказание невиновных неизбежно.
Будем откровенны. Водители, хоть раз попавшие под пресс инспекторов и судей, ни за какие коврижки не согласятся на выявление правонарушений «по внутреннему убеждению» представителей органов, выполняющих карательные функции на дороге, поскольку мировоззрение у них сводится к правилу: раз ты – водитель, значит, априори виноват во всех смертных грехах.
И ранее было известно, что у нас не умеют ездить иначе, как пьяными по встречной полосе только на красный свет, не уступая дорогу пешеходам. На этом фоне агрессивное вождение – факт для полицейских и судей очевидный, в доказательствах не нуждающийся.
По КоАП доказательствами по делу являются любые фактические данные, которые в том числе приводятся в протоколе. Но для руководства ГАИ и судей наличие протокола само по себе – доказательство. Почитайте постановления по административным правонарушениям. Вы увидите там стандартную фразу: «Вина установлена протоколом». Но ни в коем случае ни один судья не напишет: «Вина установлена данными, приведенными в протоколе», поскольку эти данные придется перечислять, и давать им оценку, то есть сидеть и думать, напрягать мозги.
Если дать волю инспекторам и судьям по «агрессивному вождению», то протокол автоматически становится доказательством, а в чем конкретно заключалась агрессия – им глубоко будет наплевать.
Пока четких, объективных критериев оценки вождения, как агрессивного, не будет, вводить наказание за него нельзя. Но даже после их появления огромный вопрос, как инспекторы и судьи начнут их применять, как станут трактовать нормы закона. Примеров вольной трактовки более чем достаточно.
Если у инспекторов так руки чешутся, то пусть для начала возьмутся за тех, кто не включает указатели поворота при перестроении. «Поворотник» по ПДД необходимо включать заблаговременно. По моему внутреннему убеждению, указатель поворота как минимум должен моргнуть три-четыре раза, а это три-четыре секунды. То есть по ПДД между принятием решения водителем и началом выполнения маневра – пауза. Следовательно, резкое, неожиданное для всех перестроение исключается. Другими словами, механизм борьбы с агрессивным вождением имеется! Почему его не применяют?
Я не устаю повторять, что водители – высококультурное, организованное, думающее сообщество. Ежедневно на дороги России выезжают порядка 40 млн водителей. Но в семье не без урода. Например, по вине пьяных водителей в день гибнет минимум пять человек. Но зомбированное общество судит об остальных 39 999 995 водителях именно по поведению этих отморозков.
Народ, живущий мифами, обречен. Я хочу, чтобы вы понимали и осознавали: инструментов для наказания водителей более чем достаточно. Проблема – в расстановке приоритетов.
Допустим, вы утром выехали на дорогу, и все едут строго по ПДД. Что тогда будет с Дорожно-патрульной службой – ДПС? Правильно, разгонят. А кто захочет лишиться работы, какой чиновник сам себя будет отлучать от кормушки? Потому я никогда не поверю, что основной приоритет ГАИ – обеспечение безопасности дорожного движения. И для меня сказочка про агрессивное вождение – очередная ширма, чтобы прикрыть свое нежелание наводить порядок на дороге.
P. S. Основной причиной аварии, которая упомянута в начале статьи, стало невыполнение требований по ограждению места проведения дорожных работ. Причинно-следственной связи с агрессивным вождением не было.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора