Впервые на юг на автомобиле мне довелось проехать в 2003 году – 2750 км в одну сторону. Впоследствии проложенным маршрутом ездил неоднократно, в последний раз – в 2011 году. Эта статья для тех, кто раздумывает: ехать или не ехать.
Причин ехать на юг на автомобиле может быть несколько.
Первая – бытовая. Можно жить в отеле на берегу моря, питаться в ресторанах и израсходовать все отложенные на отдых средства за пару недель. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
А можно жить в доме, в километрах 10 от моря, и готовить самим. Бытовые расходы тогда равны расходам в родном городе, и собственно отдых можно назвать просто выездом на дачу. И живите на море, сколько позволяет отпуск. Очень удобно проживание сделать конвейером. Одни приезжают, другие уезжают. Вот где раздолье детям – по 2-2,5 месяца им можно жить юге.
Без машины в подобной ситуации не обойтись. С утра встал – сгонял на базар. Картошечка, лучок, морковка, мясо, стиральный порошок… – полный багажник. После обеда – на море. Автомобиль – помощник.
Только времена меняются. Сейчас на каждом шагу понастроили магазины и мини-рынки. Надобность ездить утром на автомобиле куда-либо отпала, а автобусы на пляж ходят по расписанию, как в Египте или Турции, когда отель далеко от моря. Потому после 2011 года я на автомобиле на юг не езжу – незачем гонять его такие километры, если особой надобности в нем нет.
Вторая причина нахождения автомобиля на юге – это свобода. Надоело греться на одном пляже – поехал на другой. Надоело плескаться в море, поехал в Абрау-Дюрсо искупаться в озере или в Геленджик в аквапарк. Но сейчас, в отличие от начала двухтысячных, и сеть автобусов развита, и такси стоят повсеместно и стоят недорого. И опять гнать автомобиль за 2750 км от дома нет смысла.
В наше время проще до юга добираться на поезде или лучше на самолете, если вышеуказанные причины для вас являются доминирующими. В прошлом году билет от Краснодара до Челябинска на самолет можно было взять всего за 4 тыс. руб. Сейчас от Анапы до Челябинска билет стоит 7200 руб., только покупать нужно в марте-апреле.
Третья причина добираться до югов на автомобиле – экономическая. Если вы едете на автомобиле вчетвером или впятером, то простой расчет показывает, что на дороге туда и обратно можно сэкономить. Стоимость бензина вместе со стоимостью ночевок дает выигрыш в сравнении с путешествием на поезде плацкартом, не говоря уже о купе и самолете. Увы, при расчетах не учитываются поборы ГАИ.
Южные инспекторы ГАИ – большие выдумщики и затейники. Вы для них – потенциальная дойная корова. И в расставленные ими ловушки попадете однозначно. Например, пост в Песчанокопском. На нем вам необходимо повернуть налево. Но сам поворот больше 90 градусов, причем сплошная линия разметки доведена почти до центра большого перекрестка. С непривычки не наехать на нее не получится. А по нынешним временам это 5 тыс. штрафа или лишение от 4 до 6 месяцев.
И вся ваша экономика рушится, когда калькулятор в голове плюсует суммы взяток, после очередного выхода из автомобиля ДПС.
И, наконец, последняя причина ехать на юг на авто. Когда вы не представляете себе жизнь без автомобиля, если отпуск для вас начинается со слов: «Вперед, поехали», – то не слушайте ничьих советов. Если самоцель – не поездка конкретно на юг, а само путешествие, удовольствие от управления железякой, давно ставшей вашим продолжением, от смены пейзажа за окном, от радости ваших детей, которые с упоением становятся вашими штурманами и, сидя не переднем сидении, перечисляют вам мелькающие знаки, то вперед – навстречу приключениям.
И в заключение несколько замечаний.
Путь на юг легче, чем путь назад. Дело в разнице во времени в 2 часа и в продолжительности светового дня, которая после 22 июня убывает. То есть по дороге туда у вас и световой день длиннее, и к его продолжительности прибавляются 2 часа. По дороге обратно световой день короче, и из него вычитается 2 часа.
Например, на обратном пути в Челябинск я всегда оказывался около 20:00 в районе Уфы, когда начинало темнеть. И всегда вставал вопрос, ехать или нет через Урал в ночь. Я предпочитал ехать, но приключений на этом пути всегда хватало, начиная от выскакивающих в свет фар зайцев до отказа генератора.
Самое неприятное, что автовозы (автопоезда, перевозящие легковые автомобили) выглядят в свете фар как новогодние елки. Догоняешь их и долго приглядываешься, что же впереди светится?
Внимательно следите в дороге, чтобы сотовый телефон подключался к родной сети. Иначе разговоры могут вылететь в копеечку.
Дорога через Волгоград – Котельниково – Сальск – Журавскую кажется быстрее, так как сразу за Волгоградом она прямая, ровная и широкая, и нет встречных и поперечных. Но каждый инспектор, встретившийся вам на пути, посчитает своим долгом не только проверить документы, но и убедиться в наличии аптечки, огнетушителя и знака. Плюс по Кубани дорога перед выездом на трассу М-4 «Дон» петляет по селам и деревням. Скорость падает. Потому дорога через Ростов-на-Дону быстрее, проверено на личном опыте.
Если едете в неизвестность, то подгадывайте прибытие на побережье к полудню. Если доехать быстро, за двое суток, то приедете к вечеру очень уставшими, снимите комнату впопыхах, а наутро окажется, что жилье можно было снять и ближе к морю, и дешевле.
Хотя сервис сейчас развит, и если вы заядлый путешественник, то лучше и проще остановиться в кемпинге прямо на берегу – 250 руб. за сутки с человека, стоимость домика на четверых на берегу – 2400 руб.
Вообще не гоните. Я доезжал от Челябинска до Новороссийска за 32,5 часа плюс пару часов на сон. Не советую повторять. Когда зашел домой, глянул на себя в зеркало – законченный алкаш: волосы взлохмаченные, лицо красное, руки трясутся. Если очень хочется доехать быстро, то, во-первых, выезжайте в половине пятого утра, чтобы перевалить Урал, пока фуры спят, а во-вторых, останавливайтесь за Саратовом, на стоянке для фур. Это 1350 км от Челябинска – вполне приличное расстояние для одного дня. Комната в гостинице, которых на стоянке несколько, стоит недорого, можно поесть, поспать и с рассветом двинуться дальше. Полноценный отдых в итоге дает возможность двигаться быстро.
Никогда не ездите колонной. Просто обменяйтесь телефонами на всякий случай с друзьями и двигайтесь каждый в привычном режиме. Следить друг за другом, подстраиваться друг под друга утомительно. При поездках на 100-200 км подобную практику еще можно применять, а в дальней дороге она мешает.
Приключений по дороге на юг и обратно было много. Рассказывать можно долго. И когда где-нибудь встречаешь заядлого автопутешественника, то конца-краю разговорам нет: где дорога лучше, где посты ГАИ, где поспать, где какие достопримечательности. Обсуждение путешествия – это тоже часть приключений.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.
Фото: Фото автора