Первого рабочего дня 2015 года мы ждали с нетерпением и тревогой: сколько теперь стоят автомобили? Изучение новых прайсов и рейд по автосалонам оставил двоякое впечатление: стоимость некоторых моделей уже достойна книги рекордов, но есть предчувствие, что это далеко не предел.
Квантово-ценовая неопределенность
Пока дилеры распродают оставшиеся запасы машин 2014 года выпуска. В новом году производство автомобилей на большинстве российских заводах стартовало 12 января, а ряд предприятий (например АВТОВАЗ и петербургский Ford) начнет работу с 19 января. Основные поставки машин 2015 года выпуска начнутся ближе к весне.
Единой ценовой картины нет, как нет, фактически, и внятных прайс-листов. Кто-то продолжает продавать машины по ценам, утвержденным еще в декабре, кто-то скорректировал их в начале января. При этом никто не берется с уверенностью сказать, когда и насколько изменятся цены в ближайший месяц или два.
Другой фактор неопределенности: ограниченное количество машин в наличии. Присутствие в прайсе заманчивой комплектации совсем не означает, что ее можно купить. Так, в нескольких автосалонах, где мы были, минимальная цена автомобиля гольф-класса из наличия составила не менее 900 тысяч рублей в средней комплектации.
Наконец, федеральные прайсы, публикуемые на сайтах официальных дилеров, все чаще не совпадают с реальной стоимостью моделей в автосалонах. Некоторые производители разрешили дилерам менять прайс, исходя из оперативной обстановки.
Вопрос цены в самом деле приобрел квантовый оттенок: пока не придешь в салон ногами, пока не узнаешь цену конкретной машины в конкретный момент времени, все рассуждения о цене носят лишь предположительный характер. Хуже того, убедиться в правдивости цены можно, лишь получив на руки купленный автомобиль и ПТС: читатели уже пожаловались нам, что ряд дилеров требует доплаты при выдаче автомобиля, причем хитро составленный договор разрешает это делать.
Сколько стоят машины?
Ниже мы приведем цены, но сразу оговоримся: ручаться, что в вашем городе вам предложат автомобиль именно по этой стоимости, мы не можем – причины изложены выше. Этот обзор нужен лишь для формирования общей картины, и не является советом, где и как купить машину подешевле.
Автомобили Lada подорожали умеренно. С 15 января стоимость моделей увеличится в пределах 7-13%, притом что АВТОВАЗ воздержался от корректировок прайса в декабре. Сильнее всего прибавил Largus – Lada с наиболее низкой степенью локализации. Теперь за пассажирские версии просят минимум 444 тысячи, а в целом цена изменилась на 46-68 тысяч рублей.
Базовая Granta стоит теперь от 311 тысяч рублей (в декабре – от 293 тысяч), Kalina – от 361 тысячи (было 331 тысяча). Разбухла стоимость Priora – 428 тысяч рублей минимум. Повышение цен коснулось и последних новинок АВТОВАЗа: так, Lada Kalina Cross стоит от 451 тысячи рублей.
Технически родственная Lada марка Datsun обошлась лишь косметической корректировкой цены: седан on-Do подорожал на 10 тысяч рублей (порядка 3%), а самая востребованная комплектация Trust (две подушки, кондиционер, магнитола) по-прежнему укладывается в 400 тысяч рублей.
Бюджетные иномарки подорожали сильнее. Согласно официальным прайсам Renault на 13 января, новый Logan с 82-сильным двигателем и кондиционером, аудиосистемой, одной подушкой безопасности и АБС обойдется в 528,5 тысяч рублей. Напомним, что весной за 515 тысяч можно было взять топовую комплектацию Logan: климат-контроль, четыре подушки безопасности, круиз-контроль, подогрев сидений, легкосплавные диски, парктроник, подогрев лобового стекла, а двигатель – 16-клапанный (102 л.с.). При этом дилеры Renault и раньше продавали автомобиль по ценам, превышающим официальный прайс (как минимум на стоимость доставки), поэтому в регионах ценник может быть выше указанного.
Nissan Almera по прайсу от 3 января стоит 614 900 рублей в комплектации с кондиционером, магнитолой, АБС, подогревом сидений, фронтальными подушками безопасности. Для сравнения: прайс от 20 декабря оценивал такую комплектацию в 548 тысяч. Топовая Almera с «автоматом» обойдется в 683 тысячи рублей.
KIA Rio с 1,4-литровым мотором и в пустой базовой комплектации укладывается в 505 тысяч рублей, но дилер, к которому мы обратились, предложил из наличия машины с 1,6-литровым мотором и средней оснащенностью: кондиционер, противотуманки, подушки, АБС, магнитола и т. п. Цена такой машины – 620 900 рублей.
Примерно в этих же пределах стоят предложенные нам Hyundai Solaris: в неплохой комплектации с подогревом лобового стекла – 620 тысяч.
Volkswagen Polo Sedan с 85-сильным мотором и без кондиционера обойдется теперь минимум в 519 тысяч, тогда как по декабрьским прайсам такая версия стоила около 470 тысяч. Комплектация с кондиционером и 105-сильным мотором теперь стоит от 578 тысяч.
Skoda продает остатки машин по прайсам, утвержденным 25 декабря, и Rapid с 1,6-литровым мотором, кондиционером, двумя подушками, аудиосистемой и подогревом сидений стоит около 655 тысяч рублей.
В гольф-классе повышение цен еще более ощутимо. Ford Focus по прайсу импортера с мотором 1,6 л (105 л.с.) стоит от 814 тысяч рублей, но из наличия нам предложили лишь оставшийся Focus с таким же мотором, кондиционером и аудиосистемой за 950 тысяч. Правда, машина имела ксеноновые фары (опция стоимостью 41 тысячу рублей). Skoda Octavia 1,6 МТ в средней комплектации Ambition обойдется от 862 тысячи. Opel Astra нам предложили только с пробегом (тестовая машина) в неплохой комплектации и ценой за 900 тысяч. На вопрос, можно ли купить базовый седан Astra по цене с сайта импортера – 830 тысяч – менеджер развел руками: такие машины будут уже 2015 года выпуска и ценник неизвестен.
Citroen C4 в базовой комплектации стоит от 993 тысяч рублей, в наличии были лишь машины дороже 1 млн рублей. Базовый Peugeot 308 нового поколения на сайте импортера оценили в 1,059 млн рублей, а версию со 150-сильным мотором и «автоматом» – от 1,345 млн рублей.
Привлекательными выглядят цены на базовый KIA Cee'd: с джентльменским набором опций и мотором 1,4 литра за него просят от 665 тысяч, однако в наличии таких версий нам не встретилось. Среднеукомплектованный Cee'd с мотором 1,6 литра обойдется как минимум в 714 тысяч рублей, если добавить «автомат» – 770 тысяч.
Более-менее конкурентоспособно стоят седаны С-класса российской сборки: так, за сумму 700-800 тысяч еще можно подобрать автомобиль вроде Citroen C4 Sedan, Peugeot 408 или Nissan Sentra. Последняя, для сравнения, подорожала в базовой комплектации до 732 тысяч рублей, тогда как во время осеннего дебюта оценивалась в 679 тысяч. В указанном диапазоне Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan предлагаются в средних комплектациях и со 115-сильными моторами.
Существенно подорожали кроссоверы. Так, базовый переднеприводный Nissan Qashqai стоит дороже 1 млн рублей с турбодвигателем объемом 1,2 литра. Версия с вариатором стоит от 1,117 млн, а полноприводная двухлитровая – от 1,355 млн рублей. Nissan Terrano оценили в 792 тысячи рублей, двухлитровый полноприводный – от 947 тысяч. KIA Sportage в базовой комплектации с начала года стоит от 914 тысяч, с «автоматом» – от 1,014 млн рублей, с полным приводом – 1,135 млн рублей.
Купить востребованные модели Toyota 2014 года выпуска уже сложно, поэтому дилеры принимают заказы на весну, причем прайс в данный момент еще не утвержден: по нашей информации, определенность наступит после 23 января. Не исключено, что повышение цен составит порядка 20%, и бестселлер марки Camry будет стоить от 1,2 млн рублей (цена не подтверждена).
Новая ценовая субординация
Если обобщить данные, диапазон до полумиллиона рублей – территория сугубо АВТОВАЗовских и родственных им автомобилей. Центр тяжести бюджетного сегмента сместился к 600 тысячам рублей, гольф-класс российской сборки стоит порядка 800 тысяч рублей, для импортируемых моделей базовая цена переваливает за 900 тысяч. Переднеприводные небюджетные кроссоверы в основном стоят дороже миллиона рублей, полноприводные – более 1,2-1,3 млн рублей. И снова оговоримся: совсем не факт, что вы сможете купить соответствующий автомобиль в указанном диапазоне цен. Все зависит от наличия машин и ценовой политики конкретного импортера или дилера, а также от времени обращения. Так, некоторые дилеры ждут очередной корректировки цен со дня на день.
А сколько будут стоить машины 2015 года выпуска? Сейчас об этом можно только гадать, потому что ситуация с курсом валют остается неопределенной. На день написания статьи доллар обновил рекорд рублевой стоимости на отметке 65, а евро подорожал до 74 рублей. Курс йены, несколько снизившийся в декабре, также вырос. Курс доллара с летних минимумов подскочил более чем на 90%, курс евро и йены – на 60%.
Неопределенность валютных ставок осложняет формирование прайсов на 2015 год: большинство компаний находится в процессе принятия решений. Производители могут избрать разные стратегии: кто-то сделать ставку на увеличение рыночной доли за счет сдерживания цены, кто-то постарается остаться в прибыли, потеряв в объемах продаж. В любом случае, растущие курсы валют сильно ограничивают свободу производителей, особенно в отношении импортируемых моделей.
В настоящий момент повышение цен на разные модели укладывается в диапазон 7-35%, но даже при нынешних курсах валют эта «накрутка» может оказаться недостаточной, когда речь пойдет о машинах 2015 года выпуска. Мы не исключаем дальнейшего роста цен к весне.
Дает ли российское производство иммунитет от колебаний курсов валют? Дает, но не полный. Рублевая составляющая в себестоимости иномарок колеблется в широких пределах. Так, для Renault Logan и некоторых соплатформенных автомобилей она достигает 80%. Для большинства бюджетных иномарок колеблется в районе 50%, а многие популярные модели, как Ford Focus, Toyota Camry или Hyundai Solaris, локализованы на 30-40%. Парадоксально, но себестоимость российского UAZ Patriot формируется за счет рублевой части менее чем на 50% (спасибо обилию импортных комплектующих), и даже исконные модели АВТОВАЗа примерно на 10% «состоят из валюты». Это значит, что колебания курсов отражаются на всех игроках рынка, просто в разной степени. Положение импортируемых моделей осложнено номинированием таможенных пошлин в валюте, поэтому даже модели с низкой степенью локализации имеют приоритет перед чистым импортом.
Стоит отметить, что на покупательской активности скажется и удорожание кредитов: так, в большинстве автосалонов нам предложили программу с процентной ставкой 25-36% (без субсидий) и порядка 14-20% для субсидированных кредитов.
Судя по всему, рынок ждет серьезный спад в первые месяцы 2015 года, вызванный не только существенным ростом цен, но и перегретым спросом в конце 2014 года. Возможно, главными выгодоприобретателями по итогам года станут АВТОВАЗ и близкие к нему марки (Datsun, Renault, Nissan), имеющие в арсенале модели с глубокой локализацией.
Изменится ли ситуация в течение года? Цена нефти расскажет.
Фото: Фото производителей