Довелось тут пообщаться с девушкой, которая упорно доказывала, что она – прекрасный водитель, который с точностью до запятых и пробелов соблюдает все требования ПДД. Суммарный стаж вождения водителей в ее семье – 84 года. И за все это время – всего три нарушения ПДД! В споре я попытался обратить ее внимание на интересную особенность ПДД, краткое описание которой психика девушки переварить отказалась. Дело в том, что 100% водителей, выезжая утром со стоянки, нарушают Правила. Предполагаю, что подробное изложение вопроса будет интересно всем.
Для начала повторим вопрос №14 из 24 билета: «Кто первым проедет перекресток, если все намерены двигаться прямо?»
Правильный ответ: «Правила эту ситуацию не регламентируют. Водители должны определить очередность по договоренности». В теории все идеально. Но на практике, если даже после достижения договоренности произойдет ДТП, то виновен в нем будет водитель, который не пропустил помеху справа. То есть ПДД в первую очередь направлены на определение виновника в ДТП, попутно обеспечивая повышение безопасности дорожного движения.
За техническое состояние автомобиля отвечает в первую очередь водитель. Если произошло ДТП из-за неисправности транспортного средства, то первый спрос с него. Отказали тормоза – виноват водитель, автомобиль вместо поворота направо поехал налево – виноват водитель, невовремя заглох двигатель – виноват водитель и т.д. и т.п.
Соответствующая норма в ПДД закреплена: «Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» – п.2.3.1 ПДД.
Как водитель в пути будет обеспечивать исправное техническое состояние – его проблемы.
Конечно, если автомобиль перестал слушаться руля, водитель остался жив после ДТП и провел экспертизу электроусилителя, доказав контрафакт, то «стрелки» можно попытаться перевести на производителя.
Или, например, если на ВАЗ-2110 перегорает лампочка в фаре, то напряжение может упасть ниже 10,5 В и контроллер заглушит двигатель. «С толкача» от ведущих колес двигатель в такой ситуации не заведется – иммобилайзер не выдаст разрешения на пуск, т.к. антенна иммобилайзера расположена далеко от ключа. Представьте, что подобное происходит при обгоне… В случае ДТП, если водитель останется жив, можно попытаться свалить все на продавца – он обязан предупреждать обо всех свойствах проданного товара.
Но это – экзотика. В реальных условиях инспекторы пишут: «Водитель не справился с управлением» и в случае возражений затыкают рот пунктом 2.3.1 ПДД.
Обратимся к упомянутым в пункте 2.3.1 «Основным положениям». Читаем: «Запрещается эксплуатация: автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению)».
Таким образом, перед выездом водитель обязан проверить техническое состояние автомобиля на отсутствие неисправностей, перечисленных в Приложении к «Основным приложениям». Другими словами, если вы на работу ездите на автомобиле, то вставать утром нужно минут на 30-40 раньше, чтобы дойти до автомобиля и проверить до начала движения исправность тормозов, чистоту фар, работоспособность лампочек в них и т.д. и т.п. Да-да, вот именно такое требование ПДД и не смогла переварить психика девушки: «В руководстве по эксплуатации моего авто написано... Вы не поверите... своевременно проходить техническое обслуживание, и я это делаю!»
Конечно, здесь – недостаток в преподавании теории в автошколе, где она училась. Но осознать, что каждое утро водитель обязан ковыряться во внутренностях автомобиля, вместо того, чтобы просто открыть дверь, бросить сумочку на сиденье, завести двигатель и стартануть, стоит некоторых усилий, так как 84 года – это 30 681 день, и, соответственно, 30 681 нарушение ПДД, если водители у нее в семье ездят каждый день.
Требование следить за техническим состоянием многие и так выполняют в определенных ситуациях. Например, запрещается эксплуатация автомобиля, если на стекла нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. И никого не смущает, что зимой нужно выйти из дома пораньше, чтобы счистить со стекол лед.
Более того, перед каждым началом движения со стоянки, а не только перед выездом, водитель, например, обязан обойти вокруг автомобиля, чтобы убедиться, что регистрационные знаки на месте. Поехал без них (украли, потерял, отвалился, поставил под стекло и т.д.) – 5000 штрафа или лишение права управления от одного до трех месяцев.
Часть требований к проверке технического состояния, перечисленных в Приложении к «Основным положениям», водитель выполнить не в состоянии. Бог с ним, что в распоряжении водителя нет стенда, который позволит определить работоспособность стояночного тормоза или запредельное значение люфта в рулевом управлении. Но водитель, кроме прочего, обязан проверить работоспособность звукового сигнала. Противоречие состоит в том, что подача звукового сигнала в населенном пункте по ПДД предусмотрена только для предотвращения ДТП. Да и представьте себе, что водители всех автомобилей в вашем дворе по утрам будут сигналить, проверяя мощность бибикалки.
Еще одна интересная особенность. Форма вины (умысел или неосторожность) при правонарушениях, связанных с техническим состоянием автомобиля, напрямую влияет на возможность следовать к месту стоянки или в мастерскую, где можно устранить неисправность.
Если имеет место «неосторожность», то есть водитель не знал о возникшей неисправности, то он может продолжить движение к месту ремонта или стоянки, не понеся никакого наказания. Например, инспектор остановил водителя из-за перегоревшей лампочки в фаре, водитель поблагодарил инспектора, и поехал в магазин покупать новую лампочку. Нет проблем.
Если имеет место «умысел», то дальнейшее движение исключается, и один и тот же инспектор может выписать на водителя сколь угодно много протоколов за каждое начало движения. Водителю остается либо вызывать эвакуатор, либо устранять неисправность на месте.
Например, если фара была разбита в момент аварии, то эксплуатация автомобиля запрещается. Водители без зазрения совести продолжают ездить без фары, рассуждая: «Раз у меня нет денег на ремонт, значит ездить можно». Предупреждаю таких водителей: если тормознет инспектор, а вы начнете «качать права», то мало вам не покажется. Сначала один протокол за умышленное управление неисправным автомобилем, при попытке отъехать – второй, начнете ругаться – вообще можете попасть на 15 суток, так что лучше вызвать эвакуатор сразу.
«По последним данным ГИБДД, с января по апрель текущего 2014 года аварийность на российских дорогах увеличилась по большинству показателей по сравнению с прошлым годом. В частности, на 57% выросло число ДТП, причиной которых стала техническая неисправность автомобиля», – журнал «За рулем». Очевидно, что ГИБДД начала учитывать техническое состояние автомобилей в момент аварии.
Напоследок пожелание: не выезжайте на дорогу с неисправностями, которые напрямую влияют на безопасность дорожного движения.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.