Мне часто задают вопрос: «Чему вы там в автошколах учите, что выпускники ездить не умеют?». Вопрос лучше задать в обратном направлении: почему большинство водителей ПДД не соблюдают? Почему выпускники автошкол выглядят на их фоне «белыми воронами»? Не потому ли, что «опытные водители» ПДД забыли и ездят больше «по понятиям»?
Итак, проверьте ваши знания.
1. Билет 28, вопрос №9
Найдите на рисунке ошибку. Можно ли после проезда этого знака выполнить обгон, двигаться задним ходом или разворачиваться?
2. Билет 29 вопрос №3
Вопрос: можно ли обогнать мотоциклиста? Ответ: да. В чем ошибка?
3. Билет 36 вопрос №12
Найдите ошибку на картинке. Можно ли в реальной жизни останавливаться в таких местах для посадки и высадки пассажира?
4. Билет 17 вопрос №6
Найдите ошибку на рисунке.
5. Билет 20 вопрос №16 и билет 25, вопрос №16
Найдите ошибку на рисунках. Где проходит граница железнодорожного переезда? Можно ли ее определить по знакам?
6. Билет 25, вопрос №11
Вопрос: можно ли в этом месте совершить обгон? Ответ: нет. Найдите ошибку на рисунке.
7. Билет 37, вопрос №10
Вопрос: что должно иметь для вас решающее значение при выборе скорости движения в плотном потоке транспортных средств? Ответ: интенсивность движения.
Чем плотный поток отличается от свободного? Что скрывается под термином «интенсивное движение»? Попутно, чем «затор» отличается от «интенсивного движения»?
Ответы
1. Знак «Движение прямо» по ГОСТ дублирует сплошную линию разметки. На рисунке знак изображен вместе с прерывистой линией. Обгон по ПДД не запрещен, но от него лучше воздержаться. Задним ходом, как показано на рисунке, двигаться разрешается, если это не создаст помех другим участникам дорожного движения. Разворот этот знак запрещает, например на улице Цвиллинга от проспекта Ленина до улицы Коммуны.
2. Правильный ответ: обгон разрешен, так как под знаком по ПДД мотоциклы обгонять разрешается. Однако Верховный Суд подчеркнул, что в местах с ограничением видимости, где, собственно, и ставится знак «Обгон запрещен», обгонять все равно нельзя. И в реальной жизни за обгоном последует наказание.
3. Напротив остановок маршрутных транспортных средств наносится сплошная линия разметки. Остановка в таких местах при правильной организации движения будет запрещена.
4. Стоп-линия должна располагаться в 3-5 метрах до светофора. Ее там и рисуют. В большинстве случаев знак «Стоп-линия» крепят на одну стойку со светофором, а не устанавливают напротив линии на асфальте. Например перекресток улиц Б. Хмельницкого и Румянцева. Поскольку знак имеет преимущество перед разметкой, то, теоретически, мы обязаны останавливаться перед ним, а так как он на одной стойке со светофором, то, следовательно, перед светофором. Но в реальной жизни инспекторы и автоматика наказывают за пересечение именно разметки. Потому в реальной жизни лучше остановиться перед стоп-линией на асфальте.
5. Знак «Движение без остановки запрещено» ставится в 10 метрах до ближайшего рельса. Знак «Однопутная железная дорога» на нерегулируемом переезде ставится в 20 метрах. Если это не так, то на дороге – бардак.
Согласно ч. 2 ст. 21 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», граница переезда проходит по линии шлагбаумов «...или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования». Например, обгон разрешен сразу за переездом. Если вы не доехали до линии шлагбаума, или не отъехали на 10 метров от последнего рельса при отсутствии шлагбаума, то переезд вы не покинули, и начинать обгон нельзя.
Знак «Движение без остановки запрещено» устанавливается в 10 метрах до ближайшего рельса и по нему можно определить границу переезда.
6. На рисунке отсутствует знак «Обгон запрещен». Он в обязательном порядке устанавливается в местах, где видимость ограничена. Но составители билетов сразу настраивают будущих водителей, что приоритет государства в обеспечении безопасности дорожного движения существует только на бумаге. Например улица Мастеровая в Челябинске, поворот возле Успенского кладбища.
7. Огромный по сложности теоретический вопрос, не имеющий смысла. Описание свободного и плотного потока вводит людей в ступор в первую очередь наличием нескольких теорий, описывающих движение транспортного потока. Максимально упрощая: разница между свободным и плотным потоком состоит в том, что в плотном потоке водитель не свободен в выборе скорости.
Определение «интенсивное движение» содержится в «Конвенции о дорожном движении» и буквально означает «…что транспортные средства не только занимают всю ширину проезжей части, предназначенной исключительно для движения в данном направлении, но к тому же двигаются со скоростью, зависящей от скорости транспортного средства, следующего впереди них по данному ряду».
Между вопросом и ответом можно провести аналогию. Если бы речь шла о продуктах, то на вопрос: «Что главное в масленом масле?», – правильный ответ: «Его масленность».
Затор – остановка движения транспортного потока («Справочник дорожных терминов», ЭКЦ «ЭКОН», Москва, 2005 год). Если поток не остановился, то затора нет. Речь только об «интенсивном движении».
Подведем итог? Как видно, в автошколах учат одни ПДД, а ездить приходится совсем по другим. ГАИ пытаются обвинить автошколы в плохой подготовке водителей, но не в состоянии даже вопросы в билетах сформулировать без ошибок.
Картинки и вопросы взяты с сайта Gibdd.ru.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.
Фото: Фото с сайта Gibdd.ru