Владеть автомобилем в 2014 году станет дороже, хотя в бочке дегтя есть и небольшая ложка меда: например, отменяют ввозные пошлины на часть иномарок. Какие гайки затянут, а где сделают послабления – читайте в нашем материале.
Новое ОСАГО
Тарифы ОСАГО возрастут – насколько именно, неизвестно, но называются величины от 70% до 300% (в 4 раза). Если реализуется худший вариант, стоимость первого полиса ОСАГО для опытного водителя может достигнуть 20 тысяч рублей, для новичков – 30 тысяч.
Основная причина связана с самым радикальным за 10 лет обновлением закона об ОСАГО, принятом Госдумой в первом чтении еще в апреле прошлого года. Потенциальных изменений много, но главное из них – увеличение лимита выплат по ОСАГО со 120-160 тысяч до 400-500 тысяч. Также в пользу автомобилистов планируют либерализовать схему «европротокола» (оформление аварий без ГИБДД).
Обсуждаемые изменения к закону об ОСАГО
В настоящий момент идет настоящая война заинтересованных структур, и ожидается обсуждение закона во втором чтении. Помимо лоббирования роста тарифов страховщики готовят и ряд других контрнаступательных мер. Например, стремятся вывести ОСАГО из-под действия «Закона о защите прав потребителей» и установить единую методику расчета ущерба, выгодную прежде всего страховым компаниям.
Отголоски этой войны затрагивают автомобилистов уже сейчас. Во многих регионах проблематично купить полис ОСАГО без накруток: страховщики навязывают дополнительные страховки или технологическую карту – в среднем наценка колеблется от 500 до 1500 рублей. Вероятно, таким образом страховые компании намекают на справедливые, по их мнению, тарифы, а также возможные последствия «неудачного» закона об ОСАГО.
ОСАГО нуждается в тюнинге. Сегодня лимит выплат по «железу» составляет 120 тысяч рублей (для одного авто) при том, что средняя цена продаваемой в России машины – 930 тысяч. С учетом коэффициентов износа, которые применяют страховщики, нынешнее ОСАГО покрывает ущерб для легких аварий (крыло, бампер, фара), да и то, если невиновный автомобиль относительно нов. Например, даже для трехлетнего авто с ежегодным пробегом 30 тысяч километров коэффициент износа составляет 30%.
Но грядущие изменения вряд ли облегчат финансовое бремя автомобилистов. Если ОСАГО действительно станет «клиентоориентированным», существенно вырастут тарифы. Если корректировки тарифов будут гомеопатическими, страховщики пролоббируют дыры в законе, позволяющие занижать выплаты.
Ходовые версии Renault Duster с нового года подорожали на 12 тысяч рублей. Возможно, это связано с утилизационным сбором
Утилизационный сбор крепчает
Маленькая военная хитрость российских властей не сработала. Напомним, что в позапрошлом году правительству пришлось снизить ввозные пошлины на иномарки, причем для юрлиц – весьма существенно. Этого требовали правила всемирной торговой организации. Чтобы восстановить статус-кво, власти придумали утилизационный сбор для импортируемых машин, величина которого резко зависит от кубатуры двигателя и компенсирует недополученные пошлины. При этом российским производителям (в том числе, иномарок) позволили избежать поборов в обмен на некие обязательства утилизировать продукцию по окончанию жизненного цикла.
Однако под давлением Евросоюза с 1 января 2014 года утилизационный сбор распространили на все автомобили, в том числе производимые в России. Его величины – в таблице ниже.
Утилизационные сборы для новых легковых автомобилей
Скажется ли это на ценах? Вероятно. Сегодня автомобили российской сборки занимают более 70% рынка, и среднее подорожание для них составит около 30 тысяч рублей. В условиях стагнирующего спроса автопроизводители могут компенсировать часть прибавки за счет своих ресурсов, однако вряд ли нивелируют надбавку полностью.
Обновление прайс-листов стоит ожидать ближе к весне: в настоящий момент многие производители озабочены распродажей машин 2013 года выпуска. Не исключено, что к тому времени правительство введет субсидии, которые компенсируют российским автозаводам новый «оброк».
Подорожание бензина
Несмотря на временную заморозку цен на топливо, эксперты прогнозируют рост его стоимости на 6-14% в течение 2014 года. Во-первых, растут акцизы: например, если в 2013 году с тонны бензина «Евро-4» платили 8,6 тысяч рублей, то в нынешнем году – 9,92 тысячи. Чтобы было понятнее, это означает наценку в 1 рубль на литр бензина.
Кроме того, ряд аналитиков указывает на подорожание топлива из-за так называемого «налогового маневра». Его суть, упрощенно, сводится к тому, что снижение экспортных пошлин на нефть уравновесили увеличением налога на добычу полезных ископаемых. С точки зрения продажи топлива на внутреннем рынке такая замена не вполне равноценна, поэтому нефтяные компании переложат возросшую налоговую нагрузку на потребителей.
Таким образом, если сейчас средняя стоимость бензина АИ-92 по России колеблется вокруг отметки 30 рублей за литр, то в течение года может возрасти до 33-35 рублей. Бензина АИ-95 рискует подорожать до 35-37 рублей.
Цены на топливо в разных странах мира
(бензин АИ-95, стоимость в долларах за 1 литр)*
* данные сайта, январь 2014 года
Рост транспортного налога
В 2014 году существенно подняли ставки транспортного налога, правда, это касается зажиточных россиян, покупающих автомобили дороже 3 млн рублей. Им придется платить налог, умноженный на специальный коэффициент.
Коэффициент увеличения транспортного налога
Например, житель Москвы, владеющий Rolls-Royce Phantom стоимостью 19 млн рублей, будет ежегодно отчислять в казну 207 тысяч рублей в течение 20 лет.
Транспортный налог для базового 300-сильного Porsche Cayenne в большинстве регионов составит 67 500 рублей (к примеру, в Москве, Челябинской, Самарской, Архангельской, Ростовской, Волгоградской областях). Чуть меньше в Ярославле (65 250), еще меньше в Тюмени (29 700) и Пермском крае (26 100).
Транспортный налог для «народных» машин повышать оптом не стали, однако в ряде регионов, например, Московской области, он возрастет. Напомним, что правительство РФ устанавливает лишь базовые ставки транспортного налога, однако регионы могут менять конкретную величину в сторону увеличения или уменьшения в 10 раз. Например, если базовая ставка для машин мощностью 150-200 л.с. составляет 5 руб./л.с., местная власть может установить налог в диапазоне 0,5-50 рублей за 1 л.с. Для машин мощностью менее 150 л.с. налог можно обнулять.
Пошлины отменяют
С 1 февраля 2014 года в России обнуляются ввозные пошлины на иномарки. Правда, речь идет лишь о легковых машинах на электротяге за исключением гибридов.
Обеспошливание электромобилей вводится на срок до конца 2015 года. Главная цель – интенсифицировать ввоз в Россию подобных машин и стимулировать создание соответствующей инфраструктуры.
Единственный иностранный электромобиль в России – Mitsubishi i-Miev – стоит 1,799 млн рублей
Впрочем, на авторынке это нововведение скажется чуть больше, чем никак. Скажем, Россия хоть и вошла в тройку стран-лидеров по продажам электромобиля Mitsubishi i-Miev, но общее количество едва превысило сотню. И это с октября 2011 года! При цене 1,8 млн рублей за автомобиль класса Daewoo Matiz – неудивительно. Обнуление пошлин не изменит ситуацию, ибо i-Miev стоит в Европе порядка 30-35 тысяч евро, так что в России его стоимость вряд ли упадет ниже 1,2-1,5 млн рублей.
Чуть больше шансов у Nissan Leaf, особенно, если экспортировать его из США – при отсутствии пошлин электромобиль гольф-класса с неплохим оснащением обойдется в сумму в районе 1 млн рублей. Однако пробег на одной зарядке у «Лифа» – в пределах 160 км, так что ситикар если и найдет поклонников, то богатых и с причудами.
Базовая Tesla Model S в США стоит от $63 000 (порядка 2 млн рублей). С более мощным аккумулятором – от 73 тысяч (2,4 млн рублей)
Возможно, единственным электромобилем, который сможет более-менее реально конкурировать с традиционными авто, станет Tesla Model S. Представительский седан F-класса с динамикой разгона 5,4 секунды до 100 км/час и хорошей оснащенностью стоит в США порядка $60-80 тысяч. При отсутствии пошлин можно ожидать стоимость в России на уровне 2,5 млн рублей, что весьма конкурентоспособно по меркам сегмента. Для сравнения, по габаритам и динамике разгона Tesla Model S сопоставима с BMW 740i, которая стоит от 4.2 млн рублей. Причем калифорнийскому электромобилю принадлежит и рекорд дальности пробега на одной зарядке – 424 км против 150-160 км у остальных электромобилей.
Фото: Фото автора и производителей