Если наподобие Абрахама Маслоу построить пирамиду потребностей автомобилистов, в ее основе будет лежать надежность машины. Какая разница, сколько лошадиных сил в двигателе, если он не заводится?
Парадоксально, что именно о надежности мы знаем меньше всего. Вы наверняка помните время разгона до 100 км/час или максимальную скорость, но вряд ли знаете вероятность поломки и прогнозируемую стоимость ремонта – это terra incognita. Надежность остается за рамками всех потребительских экспертиз, и клиентам остается уповать на форумы и мнения знакомых. Уровень надежности проявляется в течение длительного времени и носит статистический характер, поэтому узнать всю подноготную по щелчку пальцев невозможно.
Существует множество рейтингов надежности, и мы составили обзор самых популярных. Отдельное внимание уделили ситуации в России, а еще попытались найти марку-фаворит, которая одинаково сильна во всех рейтингах.
В технических науках под надежностью обычно понимают совокупность четырех качеств: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность. Обывательское значение слова чаще всего ограничивается лишь безотказностью, то есть способностью функционировать без поломок. Поэтому здесь и далее мы приравняем надежность к отсутствию проблем при эксплуатации.
Рейтинг TUV (Германия)
Один из самых раскрученных рейтингов – отчет немецкой организации TUV, помимо прочего отвечающей за техосмотры автомобилей в Германии. Рейтинг отражает огромную выборку автомобилей, эксплуатируемых на территории страны – охват если не стопроцентный, то близок к нему (исключение составляют редкие марки).
Машины разбиты по возрастным группам, что позволяет различать поколения автомобилей. Кроме того, указывается средний пробег каждой модели.
Главный минус рейтинга TUV в том, что он ... не является рейтингом надежности. Значение в процентах – это количество автомобилей, прошедших техосмотр с первого раза. О реальной безотказности рейтинг говорит лишь косвенно и учитывает в основном не самые значительные неприятности. Скажем, машина может не пройти техосмотр из-за сгоревшей лампочки, но очевидно, что никто не повезет на техосмотр автомобиль с заклинившей коробкой передач. Серьезные поломки, которые волнуют нас больше всего, рейтинг TUV фактически игнорирует.
Рейтинг ADAC (Германия)
На первый взгляд, это самый надежный рейтинг надежности, простите за тавтологию. Клуб ADAC оказывает помощь автомобилям, сломавшимся в пути, то есть, акцентирует внимание на самых неприятных поломках.
Рейтинг 2013 года составлен на основе анализа 2,6 миллионов экстренных вызовов, учтено 93 модели не старше шести лет, которые производились в неизменном виде по крайней мере три года подряд и продавались тиражом не менее 10 000.
Результаты отражены в таблицах по пятибалльной системе: от наименее надежных «- -» до лучших «+ +». Например, в 2013 году высший рейтинг завоевали ряд немецких машин, вроде BMW X1, Audi A3 и Mercedes-Benz A-класса. Что интересно, попали в отличники и некоторые «французы», например, Renault Scenic. Есть и сенсации со знаком минус, например, японка Mazda3 получила «двойку», равно как и Skoda Superb.
Впрочем, и рейтинг ADAC не стоит считать полностью исчерпывающим. Так, треть всех поломок – это проблемы с аккумулятором, причем очень часто случалось «горе от ума», когда накрывались батареи новомодных систем Start-Stop (глушат двигатель на светофорах).
Рейтинг не учитывает «среднекалиберные» неприятности. Например, он равнодушен к стучащей подвеске или коробке передач, работающей с рывками, если вам удалось добраться до сервиса самостоятельно.
Рейтинг WarrantyDirect (Великобритания)
Из проанализированных нами рейтингов именно английский кажется наиболее адекватным. Его «учредителем» является компания WarrantyDirect, крупный оператор постгарантийного обслуживания машин в Англии.
Работает это так: когда у машины заканчивается гарантия, англичанин может оформить ей продленную незаводскую гарантию, заплатив за это определенную сумму. Получается что-то вроде страховки от постгарантийной поломки (в России некоторые дилеры по аналогии предлагают продленную гарантию за отдельную плату).
Чтобы вычислить тарифы, WarrantyDirect вынужден вести строгий учет не только количества поломок данной модели, но и их стоимости. Для наших целей это очень удобно: конечный результат приводится к общему знаменателю, а ведь в конечном итоге нас интересуют именно затраты на ремонт. Рейтинг учитывает поломки всех калибров, чем не могут похвастаться предыдущие обзоры.
Самая проблемная область современного автомобиля – электронные и электрические компоненты. Нередко ахиллесовой пятой становятся сложные турбомоторы, роботизированные трансмиссии и адаптивные подвески.
К тому же, информация представлена в максимально удобном виде, и можно посмотреть не только место машины в общем рейтинге, но и список наиболее характерных поломок. Кстати, чем ниже индекс (Reliability Index), тем меньше затраты на ремонт модели.
К сожалению, есть ограничения и у этого рейтинга. Во-первых, по понятным причинам он ничего не говорит о безотказности новых моделей – в списке лишь машины, присутствующие на рынке более 3 лет. Во-вторых, стоимостное выражение актуально лишь для Британии, и для нас, россиян, может служить лишь для целей ориентировки и сравнения различных моделей.
Топ-10 самых беспроблемных автомобилей в Британии по версии WarrantyDirect.
Consumer Reports (США)
Рейтинг американского издания Consumer Reports пытается решить сложность других рейтингов: предсказать надежность актуальных моделей на основе статистического анализа их предшественников.
Результаты публикуются для марок с указание разброса между лучшей и худшей по надежности моделям. В этом смысле рейтинг не совсем удобен, поскольку худшая модель у Toyota (Sienna) проигрывает лучшему из Ford (пикап F-150), хотя по среднему результату японская марка – хорошист, а Ford – аутсайдер.
К тому же, рейтинг составлен на основе не официальной статистики, а опросов владельцев машин, которые свидетельствуют, были ли с их автомобилями серьезные проблемы за последние 12 месяцев. Не исключено, здесь примешивается фактор субъективности или заинтересованности. К примеру, серьезной может считаться не только проблема, из-за которой машина пробыла в сервисе столько-то времени, но и некая особенность конструкции, которую владелец считает небезопасной. Например, коврик, западающий под педаль газа (в России на такие «мелочи», пожалуй, и внимания не обратят).
Рейтинги J.D. Power (США)
Маркетинговая компания J.D. Power выпускает сразу два рейтинга, имеющих отношение к надежности автомобилей. Первое исследование называется Initial Quality Study и оценивает удовлетворенность автомобилем в первые 90 дней владения. Помимо, собственно, поломок изучаются и мелкие нарекания, например, скрипы в салоне или эргономические просчеты. Собственно, напрямую с поломками связана лишь 1/3 негатива, остальное – это именно недоработки. Initial Quality Study можно считать более всеобъемлющим аналогом журналистских тестов, когда машина оценивается в течение ограниченного периода времени.
Второй рейтинг J.D. Power называется Vehicle Dependability Study и отражает количество проблем у владельцев за последние три года. Несмотря на схожесть с рейтингом Consumer Reports, различие в опросниках сделало результаты двух рейтингов «не взаимозаменяемыми». Есть отличия и по выборке моделей: к примеру, если Consumer Reports оценивает машины трех модельных годов (например, 2010, 2011 и 2012), то J.D. Power – только 2010 модельного года, то есть «четкие трехлетки».
Не стоит переоценивать значение рейтингов. Иногда провалу модели способствует дефект конкретного узла, например, Peugeot, Renault и Citroen намучилась с четырехступенчатым «автоматом» AL4 (DP0), а у Ford Focus был не лучший мотор объемом 1.8 литра. При этом остальные версии машины могут быть вполне надежны, но слабое звено создает негативную репутацию. К сожалению, проблемные версии есть у большинства моделей.
Проверить рейтинг конкретной машины по базе J.D. Power можно с помощью удобного сервиса Autos.Yahoo
Российские рейтинги
Их просто нет, и это печально. Ведь ни один из приведенных выше обзоров нельзя полностью отнести к нашим реалиям, и тому как минимум три причины.
Первая: одна и та же марка может продавать радикально разные наборы моделей в Европе, США и России. К примеру, в Америке наиболее популярным Ford является пикап F-150, который в России вообще не представлен, тогда как у нас в лидерах Ford Focus – автомобиль, суть, европейской задумки.
Второе – все больше моделей для нашего рынка выпускается именно в России, причем степень локализации растет год от года. Между тем, иностранные рейтинги учитывают только автомобили, произведенные за бугром, и до сих пор нет ни одного общедоступного рейтинга о соотношении надежности питерских, калужских и нижегородских машин с их европейскими аналогами.
Третье – условия эксплуатации. Каждый из приведенных выше рейтингов учитывает лишь машины, используемые на территории соответствующей страны. Но нигде нет столь суровых зим в сочетании с плохими дорогами, едкими реагентами, сомнительным качеством топлива и невысоким пока уровнем сервиса.
Россия нуждается в собственном рейтинге надежности, и проблему можно решить разными способами. Но простого среди них нет.
Американский вариант – опрос владельцев силами авторитетного издания или маркетингового агентства. К сожалению, в России возможны нюансы: очевидно, что при нашем уровне информационной культуры, большой бизнес сможет без труда влиять на результаты подобных рейтингов. Можно пойти законодательным путем, обязав автодилеров отчитываться о всех гарантийных ремонтах, которые они выполняют, а в случае сокрытия информация – подвергать штрафу и общественному порицанию. И снова, есть масса ограничений и подводных камней.
Частично насытить информационный вакуум пытаются крупные издания, например, «За рулем» и «Авторевю». Первое уже который год проводит тест «60 часов «За рулем», когда испытуемая машина проверяется на максимальной скорости движения, проезжая порядка 10-12 тысяч километров. Тест, конечно, весьма и весьма условный, но все-таки дающий некое представление о «крепости» машин. Отчет нашего корреспондента с одного из таких испытаний мы публиковали ранее.
Издание «Авторевю» подошло к вопросу более тщательно, проводя ресурсные испытания по собственной методике: 35 тысяч тестовых километров по разным дорогам эквивалентны 100 тысячам реальных километров. Условия эксплуатации очень жесткие: брусчатка, разгоны, движение с максимальной скоростью, полная загрузка машины. Учитывается количество поломок и стоимость ремонта, кроме того, машины проходят специфические тесты, например, на коррозионную стойкость и пусковые качества в холодное время года. Можно также сравнить машины по расходу топлива и даже по прожорливости к шинам.
Подобные тесты дают немало ценной информации, но у них как минимум один большой минус. И дело даже не в условности тестовых режимов, а в том, что берется конкретный автомобиль, который может быть более «удачным» или менее относительно всей выборки данной модели. Надежность лучше всего характеризуют не единичные примеры, а статистические показатели.
Самая надежная?
Обращает внимание, что одна и та же марка или модель может оцениваться разными рейтингами очень по-разному. Причины понятны – слишком уж отличаются критерии оценки. Например, если в отчете Consumer Reports марка Jaguar угодила на последнее место, то в американском же рейтинге Initial Quality Study она в тройке лидеров. Бывает, что родственные марки, например, Skoda и Volkswagen или Kia и Hyundai в одном и том же рейтинге занимают разные места, что связано, вероятно, не столько с техническими особенностями, сколько со структурой автопарка. Например, в рейтинге WarrantyDirect чешская Skoda расположена выше папы Volkswagen, поскольку в первом случае большая доля спроса приходится на простые малолитражки и семейные машины.
А есть ли марка, которая выступает одинаково сильно во всех рейтингах? Абсолютного лидера выявить сложно, и все-таки есть те, кому удалось оторваться от пелотона.
Почти всегда в десятке или даже в лидерах Toyota и связанные с ней бренды Lexus, Scion и Daihatsu. Результат тем более интересен, что во многих странах Toyota лидирует с технически сложными гибридами, вроде Prius, надежность которых при прочих равных обеспечить гораздо сложнее.
Сильно выступает Honda и ее премиальный бренд Acura, неплохие позиции у Porsche и Mercedes-Benz, но в последних случаях нужно учитывать сравнительную дороговизну ремонтов – этим объясняются низкие места в рейтинге WarrantyDirect, который учитывает стоимость обслуживания. Volkswagen и его суб-бренды, судя по всему, подводят сложные системы – так, марка заняла низкое место в рейтинге надежности двигателей, хотя ее младшие модели с более простыми силовыми агрегатами обычно получают высокие оценки. Например, VW Polo Sedan отлично выступил в ресурсном тесте «Авторевю».
Сложность конструкции – бич многих современных авто. И если уж формулировать некое правило, то автомобиль тем надежнее, чем он проще и более японский.
Фото: Фото производителей и автора