Беспокойство овладело умами казанских водителей. С введением новой системы штрафов они ждут карательных действий со стороны инспекторов за неправильный проезд перекрестка. Ведь именно такую реакцию вызывали в свое время отсутствие ремней безопасности, ксеноновые лампочки в фарах, тонировка и неправильная парковка.
Новая статья КоАП
Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей.
Автоюристы тоже призадумались и предсказывают возникновение множества спорных ситуаций. Гаишники, в свою очередь, утверждают, что все будет в рамках закона.
С 1 января увеличились штрафы сразу за несколько нарушений, связанных с проездом перекрестков. Самое противоречивое изменение – «правило стоп-линии». Раньше заезд за нее не наказывался вовсе, а теперь карается штрафом в 800 рублей. «За пятнадцать минут, пока мы снимали видеосюжет на перекрестке, количество проездов под знак «Стоп-линия» позволило бы собрать штрафов на 20 тысяч рублей, – говорит автожурналист Артем Краснов. – Заезжают все поголовно. Разметка на асфальте не видна, да и знак «потерялся». Мне кажется, что водителям пора привыкать искать глазами и стоп-линию, и соответствующий знак, чтобы выработать привычку – пригодится».
Связанные пункты ПДД
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
– на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 правил), не создавая помех пешеходам;
– перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 правил;
– в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 правил, разрешается дальнейшее движение.
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
«Если стоп-линию не видно – это не проблема водителя, – говорит автоюрист Лев Воропаев. – В этом случае она должна дублироваться знаком. Если разметка стерлась, знака нет, а инспектор пытается привлечь вас к ответственности, пишите в протоколе или даже в постановлении о своем несогласии, указывайте на невозможность увидеть разметку и подкрепляйте все фото- или видеосъемкой с актом, составленным в присутствии двух понятых».
Юристы в своем репертуаре – им лишь бы посудиться. Однако по ГОСТу 52289-2004 стоп-линия наносится за 3-5 метра от светофора, так что в случае подозрений, что разметка все же есть, лучше останавливаться на расстоянии одного корпуса машины от светофора. По правилам на перекрестках, где стоп-линии нет, разрешено останавливаться у края пересекаемой проезжей части. Причем даже не у края перекрестка, границы которого определяются по скруглению бордюра, а прямо у кромки поперечной проезжей части.
Если стоп-линии нет, важно остановиться так, чтобы не перегородить пешеходный переход. За это можно попасть на приличный штраф. «Здесь имеется сразу два состава правонарушения – остановка на пешеходном переходе (300 рублей) или непредоставление преимущества пешеходам (800-1000 рублей). В данном случае будет применен больший штраф, то есть 800-1000 рублей, – объясняет Лев Воропаев. – Если светофор пешеходный, тормозим перед ним. Заезд на переход карается аналогично».
По мнению эксперта, существует некоторая сложность с трактовкой правил: они требуют, чтобы при наличии стоп-линии вы останавливались у нее на запрещающий сигнал. А если вы проехали стоп-линию на мигающий зеленый и именно здесь поняли, что преодолевать перекресток рискованно? Вы вполне разумно остановитесь за стоп-линией, и некоторые ретивые инспекторы ГИБДД смогут трактовать ваш маневр как нарушение п. 6.13 правил и выписывать новый штраф в 800 рублей. На самом же деле вы ничего не нарушили, а поступили в соответствии с п. 10.1 ПДД: при обнаружении опасности приняли меры к полной остановке. Другое дело, будут ли инспекторы ГИБДД учитывать это на практике или подойдут к делу формально?
«Согласно требованиям правил, водитель обязан остановиться перед стоп-линией при включении запрещающего сигнала светофора, – расставляет все по своим местам начальник отдела ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами ГИБДД Казани Александр Разумнов. – В том случае, если водитель двигался на разрешающий сигнал, но из-за помехи не стал выезжать на перекресток и остановился за стоп-линией, нарушением это не будет. Но в случае занятого перекрестка водитель сделает это в полном соответствии с правилами. Естественно, за это его никто наказывать не будет. Мало того, пересечением стоп-линии будет считаться только проезд ее на весь корпус автомобиля. Речь не идет ни о «передних колесах», ни «до половины машины». Только полностью на весь корпус. При этом разницы между фиксированием нарушения в автоматическом режиме и действиями сотрудников ДПС не будет. Согласно распоряжению начальника, экипажи, которые будут выявлять подобные нарушения, обязаны также фиксировать происходящее при помощи средств видеозаписи».
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА