![Зелененький он был Зелененький он был | 116.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Убить двух зайцев одним выстрелом решили чиновники Министерства промышленности и торговли России: привлечь в бюджет дополнительные средства и заодно стимулировать обновление автопарка страны. Рецепт удачной «охоты» оказался прост – заменить транспортный налог экологическим. Тем самым у автовладельцев может появиться еще одна статья расходов.
Впрочем, еще не факт, что нововведение появится именно в виде налога. В Минпромторге пока рассматривают наиболее подходящие варианты. К примеру, «зеленый сбор» может быть внедрен в качестве повышенного акциза на низкооктановый бензин. Или же, действительно, случится то, чего так опасаются владельцы старых машин: чем «грязнее» автомобиль, тем больше придется платить. Однако представители министерства пессимизм автомобилистов не разделяют.
«Мы считаем, что перенесение части акцизов дополнительно в цену топлива требует дополнительно некоторой реструктуризации, поскольку тот транспортный налог, который ополовиненный вошел в акцизы, останется жить и будет работать на улучшение и совершенствование дорожного хозяйства, – заявил журналистам директор Департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Рахманов. – Этот налог должен работать, стимулируя обновление парка. Он не ударит по бедным и вообще ни по кому не ударит. Мы не говорили о повышении налога. Мы говорили о дифференциации между экологически старыми, экологически вредными и экологически безвредными автомобилями, не больше. Мы, если нужно, еще одну программу утилизации запустим. Кстати, это были автомобили класса «Евро-0», которые сдаются на утилизацию, а проданные новые были класса «Евро-3». Мы посчитали: 600 тысяч автомобилей, проданных по программе, – это 16 тысяч 500 тонн вредных веществ, не выброшенных в атмосферу».
Сами автовладельцы не согласны со словами Рахманова о том, что «налог не ударит по бедным». Самые неэкологичные автомобили – как правило, старые машины, выпущенные еще в советские годы, когда о чистоте окружающей среды мало кто думал. Соответственно, их хозяева в большинстве своем – люди небогатые, и вряд ли они обрадуются новым тратам. Грубо говоря, налог не ударит разве что по владельцам, к примеру, «Хаммеров» – эти внедорожники тоже никак не вписываются в понятие «экологичности».
Правозащитники отмечают, включение сбора в стоимость топлива поможет избежать подобных проблем: кто больше ездит – тот больше и платит. Однако разделение бензина на экологичное и неэкологичное может на деле оказаться бессмысленным. По крайней мере, до тех пор, пока Россия не перейдет на стандарт «Евро-4» (к слову, это должно было произойти еще в начале 2011 года).
Лидер общественной организации автомобилистов Вячеслав Лысаков утверждает, что современным требованиям соответствует не более восьми процентов топлива. Виноваты в этом даже не продавцы бензина, которые «бодяжат» продукт, а нефтеперерабатывающие предприятия, в большинстве своем не готовые производить топливо более высокого качества. Вывод прост: бензин значительно подорожает, при этом его качество останется на прежнем уровне.
Добавим, что это далеко не первая попытка чиновников ввести «зеленый налог». Прежде Минпромторг предлагал в два раза увеличить налог на автомобили старше пяти лет и повысить базовую ставку для машин, соответствующих стандартам «Евро-2» и «Евро-3». С другой стороны, владельцам транспортных средств стандарта «Евро-5» министерство предлагало снизить налог на треть.
По статистике, три четверти российского автопарка – это автомобили, выпущенные до 2006 года, причем половина из них старше 10 лет. С учетом этого факта, Минпромторгу придется как следует продумать свои идеи, чтобы нововведения действительно не стали для автомобилистов лишь очередной статьей расходов.
Фото: Фото с сайта Sierraclub.typepad.com