Парковки. Головная боль казанских автовладельцев. Найти место в центре города в рабочий день можно или рано утром, или после шести вечера. Но ранних пташек единицы, а после шести разве что «новые русские студенты» спешат припарковаться у кафешек и развлекательных центров. Днем – не протолкнуться. Но разгребать конюшни надо – на носу универсиада, мировой водный чемпионат и чемпионат мира по футболу.
Почему пустуют стоянки
По данным исполкома, в Казани обеспеченность парковками составляет около 50 процентов. Сейчас в городе насчитывается около 60 многоярусных и 500 плоскостных (автостоянок и гаражей), всего на 160 тысяч парковочных мест. Однако не все машины стоят именно там, большинство оставляется во дворах и вдоль дорог. В то же время, количество зарегистрированного транспорта, по прогнозам городских властей, в этом году превысит 300 тысяч автомобилей. И если в 2000 году в Казани насчитывалось около 100 тысяч машин, то за 10 лет их количество увеличилось почти в три раза. Это без учета ежедневного транзитного потока автотранспорта, зарегистрированного в других регионах РФ и районах РТ, но эксплуатируемых в Казани. По данным ГИБДД, сегодня почти каждая пятая машина (до 50-60 тысяч единиц) зарегистрирована не в Казани. К 2013 году, соответственно, количество автомобилей в городе может превысить 400 тысяч.
Со стороны может показаться, что проблему решить просто – выделить в центре города места под строительство многоуровневых парковок, построить их и сделать плату за пребывание там автомобиля символической. Вот тут-то мы и спотыкаемся сразу о несколько обстоятельств.
Первое: наш казанский менталитет. Точнее – парадоксальная скаредность. Даже при наличии свободных и бесплатных мест (на некоторых весьма символичная плата) на уже существующих паркингах (Корстон, Кольцо, ГУМ, XL, Сувар плаза), машин там не больше 35 процентов от свободных мест. Казанцы предпочитают оставлять автомобили на улице, жалея копейки и сетуя, что «встать негде».
Второе: вытекает из первого – не желая платить даже символически, казанские водители ставят под вопрос вообще целесообразность строительства этих самых парковок. Что вообще не способствует радужным настроениям инвесторов.
Третье: в центре Казани много уникальных и исторически значимых мест, которые могут быть испорчены или даже уничтожены этими самыми парковками еще на этапе строительства.
Есть и четвертый вопрос – правовой.
Где построят парковки
Итак, на сегодняшний день, в Казани санкционировано строительство 38 многоуровневых паркингов, и под них уже выделены земельные участки. Кроме этого, рассматривается вопрос выделения еще 20 участков, где возможно их строительство. Для того чтобы заинтересовать инвесторов, депутаты Казгордумы практически обнулили ставку земельного налога под парковками, а поправочный коэффициент единого налога на вмененный снизили в 50 раз. Таким образом, ставка земельного налога для владельцев многоуровневых и подземных паркингов, построенных до 2013 года, составляет 0,0001% от кадастровой стоимости земли (ранее она была в размере 0,7%). То есть, налог уменьшили в тысячу раз.
Несмотря на это, до последнего времени никакого движения не было. Все компании-застройщики ограничивались проведением изыскательских работ и рабочим проектированием, кивая на мировой финансовый кризис, который повлиял на сроки проведения работ и заставил некоторых инвесторов отказать в финансировании.
И вот буквально на днях дело сдвинулось с мертвой точки. На Батурина, напротив мэрии, строители вырыли котлован и укрепляют стенки для устройства подземного многоэтажного гаража, в котором после сдачи объекта в строй должны поместиться 180 машин. Как сообщил заместитель председателя комитета по транспорту исполкома Казани Марат Хисамутдинов, над землей в этом месте будет располагаться только один этаж.
Кроме парковки на Батурина определены еще 10 площадок, где в ближайшие 2 года должны появиться многоуровневые паркинги. На привокзальной площади, например, будет стоянка на 335 мест. На Галиаскара Камала уже копают котлован под парковку на 170 мест, на Спартаковской тоже, в районе станции метро «Суконная слобода» будет паркинг на 210 машин. Ограждение под стройку уже поставили. И между парком Тысячелетия ОАО «Татэнерго» тоже начали рыть землю под будущую стоянку.
На улице Профсоюзной планируют сразу две парковки. Одна на перекрестке с Кави Наджми, где будет пять надземных этажей, более 420 мест, и вторая на пересечении с Астрономической, на 220 мест. В центре, на пересечении улиц Большая Красная и Карла Фукса, построят паркинг на 450 машин. И еще за Фуксовским садиком, со стороны Казанки, будет паркинг на 2100 машино-мест.
Вообще, исполком Казани под строительство многоуровневых паркингов зарезервировал на территории города около 40 участков. Они и должны решить проблемы с парковкой в центре. По словам Хисамутдинова, на всех этих объектах проведены геологические изыскания и определены инвесторы и подрядчики строительства. А вот что касается исторического облика города и внешнего вида парковок, то здесь придется идти на компромисс.
И инвестор сыт, и памятники целы
«Проблема с парковкой в Казани конечно существует и должна решаться, вот только необходимо уточнить, каким образом, – комментирует член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия , заслуженный архитектор РТ, заместитель председателя татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова. – Для того чтобы сохранить исторический облик города, парковки следует или убирать под землю, или аккуратно интегрировать в городской ландшафт. Мы постоянно боремся с чиновниками, которые совершенно не заботятся о городе. Так, мы отбили попытку устроить паркинг под стенами Кремля на Батурина. Там стоянку планировали напротив здания министерства сельского хозяйства, вместо парка, отстояли Черное озеро от застройки, внимательно следим и за другими местами, например, за решением по площади Свободы, где тоже решают вопрос с подземной стоянкой. В качестве примера для подражания могу привести автостоянку на Галактионова. Она расположена внутри здания рядом с Домом Кекина. Мы уговорили строителей не ломать стены старинного особняка, и вот результат: внешне улица никак не изменилась, и здания сохранили свой исторический облик. Значит могут, если хотят. Ну а то, что парковки нужны, это вне сомнения. Придется идти на компромисс».
Как рассказала Фарида Забирова, решить вопрос с местами в центре города могут мелкие, буквально на пару десятков автомобилей, паркинги. Так, например, это сделано в Портленде, где установлены небольшие легкие трехэтажные конструкции с пандусами для заезда и съезда автомобилей. Они прекрасно вписаны в городскую среду и не бросаются в глаза как нечто инородное. И они выполняют свою задачу – собирают машины с городских улиц. Такой же подход можно было бы применить и в Казани.
Однако все просто бывает только на словах. Как пояснили в казанском исполкоме, поставить парковку на любом понравившемся месте просто так не получится, слишком много всего следует учесть и согласовать.
«Свободных участков на карте города, на первый взгляд, много, – пояснил нам источник в исполкоме Казани. – Однако не все из них свободны. Они могут быть в собственности или зарезервированы под жилищную застройку, частную, социальную. Да и земля может быть в собственности как муниципальной, так и республиканской и даже федеральной. Так что вопросы о размещении парковок решаются коллегиально, с учетом всех нюансов и после согласования всех заинтересованных сторон».
И только после всех согласований появляется инвестор, который решает что и когда строить. И сколько «брать». А то, что все эти паркинги будут платными, сомнения не возникает, иначе для чего в них вкладывать деньги?
Цена вопроса
И вот мы подошли к вопросу о законности взимания платы на казанских парковках. Дело в том, что при существующем порядке законны только стоянки, где автовладелец оформляет договор, в котором расписаны ответственность и обязательства договаривающихся сторон. Да и деньги вносятся в кассу не просто так, а с кассовым аппаратом.
«Любая плата за парковку в любом городе нашей страны незаконна, потому что таких санкций и норм нет ни в одном кодексе, – заявил «Независимой газете» вице-президент движения «Автомобилисты России» Леонид Ольшанский. – В том числе незаконны платные парковки в аэропортах и на вокзалах. Плата за парковку, также как плата за всю остальную инфраструктуру, уже входит в стоимость билета».
Схема взимания платы за парковку проста: автомобилист заезжает на парковку торгового центра или того же аэропорта, берет талон на въезде, какое-то время может находиться там бесплатно, но потом, не заплатив, просто не сможет выехать.
«В этом случае по существу произведен арест водителя, пассажиров, грузов и автомобиля без санкций суда и прокурора, – считает Ольшанский. – Водитель договор ни с мэром, ни с компанией, ни с парковщиком не заключал. Моя позиция такова: если организация считает, что ей должны деньги, пусть перепишет номера машин и подает в суд. Кто сказал, что ей сразу должны отдать деньги?»
Такого же мнения придерживается и начальник отдела компании «Российское автомобильное товарищество» Владимир Опаркин, который считает, что сегодня с этой проблемой можно бороться только с участием заинтересованных в ее решении городских властей, потому что сами автовладельцы мало что могут изменить. Охранники по требованию даже показывают лицензию. Хотя сами при этом никакой ответственности не несут.
Как и за что платить автовладельцу на парковке – наша следующая тема.