«Российская газета» опубликовала документы, вносящие изменения в привычный порядок разбора дорожно-транспортных происшествий. Нововведения коснутся справки об аварии. Теперь в документе будут указываться координаты места происшествия и вписываться имена всех пострадавших в результате ДТП. Все изменения отражены в приказах министра внутренних дел.
Первый приказ утверждает новую форму справки о ДТП. Теперь сотрудники полиции будут указывать в документе место аварии с точностью, которую позволяет достигнуть система ГЛОНАСС. Место для указания координат широты и долготы появится в правом верхнем углу документа. Координаты будут заноситься на электронную карту, которая в перспективе позволит эффективно выявлять места концентрации ДТП и повысить контроль за работой подразделений. Когда реально заработает эта интерактивная карта – пока неизвестно. Предполагается, что до 1 февраля следующего года все экипажи дорожно-патрульной службы будут оборудованы спутниковой системой.
Второе новшество этого документа появилось по настоятельной просьбе страховых компаний. Раньше в справке указывалось только количество пострадавших и погибших, без их поименного перечисления. Было непонятно, на основании каких данных страховые компании должны возместить ущерб пострадавшим или родственникам погибших, если те не указаны в справке. Сбор доказательств о том, что обратившийся за выплатой не мошенник, а действительно пострадавший, отнимал время.
В новой справке будут указываться фамилия, имя, отчество всех пострадавших или погибших. Если личность установить невозможно, то и это должно быть отмечено: теперь нужно будет уточнить, кем являлся пострадавший – водителем, пассажиром или пешеходом. Под «иную категорию», указанную в бланке, подпадают велосипедисты и те, кто управляет гужевым транспортом. Также в справке потребуется указать номер бригады скорой помощи, если таковая прибывала на место ДТП.
«Эти нововведения кардинально ситуацию не изменят, – считает таксист Иван Андреев. – Сейчас и так известно, где у нас в городе места концентрации ДТП».
Второй приказ МВД вносит изменения в форму бланка извещения о ДТП – документа, который прилагается к полису обязательного страхования. Участники аварии заполняют этот бланк самостоятельно и передают его страховой компании. Внесенные изменения касаются обстоятельств аварии – уточнены некоторые ранее неучтенные ситуации, поскольку прежний бланк вызывал много вопросов и споров у пострадавших. Ранее в бланке не предполагалось, например, что машина может стоять на парковке или обочине в неподвижном состоянии и что ее водитель может отсутствовать на месте ДТП. Если оправдательных пунктов для пострадавшего в старом бланке предусмотрено не было, то теперь они появятся. Старые бланки справок, по сообщению «Российской газеты», будут действительны до 1 февраля, старые бланки извещений – до 1 апреля следующего года.
«То, что пострадавшим легче будет требовать компенсации – это уже какое-то достижение. Но загадкой для меня остается указание широты и долготы: зачем эта лишняя работа? Выявить наиболее аварийные участки – дело нужное, но ДТП нельзя предсказать, иногда аварии не поддаются никакой логике. Конечно, можно помечтать, что лет через пять мы так разработаемся, что с помощью спутников будем просматривать сложные ДТП, – говорит автолюбитель Виктория Истомина. – Хочу отметить еще одну полезную наработку – уточнение обстоятельств аварии. Наконец-то догадались! Наверное, инициативная группа автовладельцев постаралась на всеобщее благо».