В стране возник дефицит топлива. Острую нехватку бензина ощутили на Сахалине, в Новосибирске, Воронеже, Томске, Брянской области, проблема докатилась до Москвы и Петербурга, но острее всего кризис ударил по Алтайскому краю. С ситуацией разбираются региональные антимонопольные службы, подключена прокуратура, чтобы выявить факты сговора и прекратить дозированный отпуск бензина с АЗС. Между тем сами топливники винят в ситуации правительственную политику сдерживания цен. Татарстан пока в стороне от этих передряг – запасы есть, отгрузки плановые, цены более-менее стабильны.
Из разных регионов России ежедневно поступают сигналы тревоги. Первые пришли с Алтайского края, где с 23 апреля остановилась продажа бензина на многих АЗС, топливо отпускалось только на станциях «Роснефти» и «Газпром нефти» по ценам на 20% выше обычных. Причем в один бак заливали не больше 20 литров бензина и только владельцам карт лояльности. В Новокузнецке бензин отгружали только организациям, с которыми уже заключены контракты. Вчера в Томске на заправках выстроились огромные очереди, из-за которых пятая часть автобусного парка не смогла выйти на маршруты. При этом на один автобус независимо от его класса давали по 25 литров топлива – четверти необходимого количества. А цена на него выросла на 16%.
Владимир Путин дал команду разобраться с этим хаосом антимонопольной службе, к которой присоединилась прокуратура. Например, в ходе проверки на Алтайском крае действия компаний «Роснефть» и «Газпром нефть» прокуратурой признаны незаконными, поскольку нарушают права потребителей. В суды направлены иски, а все ограничения по отпуску бензина сняты.
На разборе полетов выявились две противоположные точки зрения на ситуацию. Одни видят причины дефицита в монополизме внутреннего рынка, другие, преимущественно сами топливники, – в крайне неэффективной политике правительства по сдерживанию цен.
«До тех пор, пока в России не появится независимая нефтепереработка, конкуренции не будет, и такого рода кризисы, как в Алтайском крае, будут возникать постоянно, – цитирует гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова РБК Daily. – Хотя, на мой взгляд, там больше нагнетали панику: прошел слух о том, что бензин исчезнет, поэтому народ начал скупать бензин, который очень быстро закончился. Сомневаюсь, что на внутренний рынок его не поставляют или стали поставлять меньше. Нефтяные компании уверяют, что сейчас работа на внутреннем рынке не очень рентабельна – но на самом деле маржу на этих поставках наши нефтяники получают. Вряд ли они откажутся от нее в пользу экспорта сырой нефти. Из Алтая раздули проблему либо необдуманно, либо специально. Мы ведь понимаем, что есть более глобальная – в виде монополизации внутреннего рынка».
«Никакого сговора или искусственно созданной ситуации с дефицитом нефтепродуктов нет, и искать ведьм не нужно, – комментирует ситуацию руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов. – Ну посудите сами – если есть возможность продать дороже, кто станет продавать ниже себестоимости? Искусственное сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке привело к тому, что нефтяным компаниям стало выгоднее поставлять продукцию за рубеж. Это естественный процесс для рыночной экономики. Это показатель, что рыночные механизмы работают. Выход из этой ситуации есть, и его уже запустили – ограничили на 40 процентов экспорт. Значит, это топливо пойдет на внутренний рынок. Цены, естественно, вырастут. Я предполагаю, что процентов на 5. Относительно Казани – у нас цены тоже вырастут, но дефицита не будет. Да и странно это было бы – дефицит топлива в нефтяной республике».
Российский топливный союз подтверждает трудности работы на внутреннем рынке, что вынуждает компании продавать нефть за границу – мировые цены намного интереснее. Напомним, что в феврале после заявления премьер-министра компаниям пришлось снизить цены в рознице на рубль-два за литр топлива.
«Сложности с приобретением бензина – это не вина вертикально интегрированных нефтяных компаний. Они просто действуют в искусственно созданных экономических условиях и реализуют ресурсы там, где им выгодно, – рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью Slon.ru. – Хотя крупных поставщиков у нас всего пять, не стоит везде искать заговоры, когда речь идет об объективных рыночных силах – товар идет туда, где за него больше платят. У ФАС сложились уже определенные стереотипы, она везде видит какой-то заговор, лукавство. Если власти хотят избавиться от дефицита, им надо отменить административное регулирование цен на внутреннем рынке. Ну, я думаю, официально и публично никто не будет давать команду отпустить цены или не препятствовать их повышению. Но проблема в том, что тут придется выбирать: или дефицит бензина, или рост цен».
И последнее: по оценкам ИАЦ «Кортес», рентабельной ценой бензина АИ-92 для топливных компаний является 30 рублей за литр.