Ограничить движение грузовых машин по дорогам республики кабмином Республики Татарстан решено с 15 апреля по 14 мая. Перевозчикам предложили пересесть с многотонных фур или на железнодорожный транспорт, или нанимать небольшие коммерческие грузовики. Дороги, тем временем, уже поделены, в зависимости от состояния покрытия, на зоны допустимой нагрузки. Контроль за проездом большегрузов, как обычно, берет на себя ГИБДД.
Весеннее ограничение движения грузовых автомобилей по дорогам – явление знакомое и привычное. Для того чтобы размокшие дороги не разбивались колесами, вводят так называемую предельную нагрузку на ось, превышение которой чревато штрафами, лишением прав и постановкой машины на специальную стоянку «до устранения причины превышения». Новизна нынешнего ограничивающего закона – движение тяжелых машин все же возможно, но может осуществляться исключительно на основании специального разрешения, обязательным условием получения которого является предварительная компенсация сверхнормативного вреда.
«Ограничение необходимо для того чтобы мы смогли в полном объеме сохранить наши дороги, – объясняет министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. – В это время в связи с климатическими особенностями происходит размягчение поверхностного слоя. По данным лабораторного анализа, несущая способность дорожной одежды в это время наименьшая, и поэтому вред от нагрузки причиняется наибольший».
По словам министра, если раньше большегрузам с нагрузкой на ось больше нормативных значений вообще запрещалось движение, то в этом году для них движение возможно после получения специального разрешения.
«В чем разница? Если в прошлом году всем кроме льготных категорий было просто запрещено ездить, то в этом – если уж груз перевезти хозяйствующему субъекту просто необходимо, то они возмещают вред в полном объеме, – заявил Сафин. – Мы тут подсчитали, чтобы перевезти сверхнормативный груз из Нижнекамска до Москвы, нужно будет заплатить более одного миллиона рублей. Обоснование есть, и на федеральном уровне решено, что перевозок в это время практически не будет. Выход из этой ситуации у перевозчиков есть – переходить на другие виды транспорта: или на железнодорожный, или на малотоннажные автомобили».
Есть и «льготники», на которых ограничения не распространяются: международные перевозчики грузов, пассажирские автобусы, в том числе междугородные, перевозчики продуктов питания, животных и медикаментов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, а также почты и почтовых грузов. Оперативные службы тоже смогут передвигаться по дорогам беспрепятственно.
«Асфальтобетонное покрытие на наших дорогах сейчас похоже на стекло в грязи, – образно выразился начальник ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» Махаммат Гатиятуллин. – Стоит ему треснуть, как вверх начинает фонтанировать грязью. Мы, прежде чем ограничить движение в это время, проводим диагностику, и, исходя из показателей, определяется допустимая нагрузка. В этом году по Татарстану эти значения составляют 6 тонн – для одиночной оси, 5 тонн – для двухосной тележки, 4 тонны – для трехосной тележки. На границах республики завтра вечером будут установлены ограничивающие знаки. Обеспечивать контроль перегруза будут сотрудники ГИБДД».
Все деньги, которые соберут на федеральных трассах, пойдут, соответственно, в федеральный бюджет. Собранные на региональных – в бюджет Татарстана.
«Контролировать проезд большегрузов будут 29 постов госавтоинспекции, – сообщил начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов. – В случае, если транспортное средство будет проходить через республику без специального разрешения или с превышением нагрузки на ось, водителя привлекут к ответственности за это нарушение. Это или штраф в размере двух с половиной тысяч рублей, или лишение прав до полугода. Кроме того, должностное лицо, допустившее нарушение, будет оштрафовано на 20 тысяч, юридическое лицо – до 500 тысяч. При этом автомобиль будет помещаться на штрафстоянку».
Остается добавить, что выдачу разрешений на право проезда по автомобильным дорогам федерального значения производит ФГУ «Волго-Вятскуправтодор»: Казань, ул. Шуртыгина, 15, телефоны 295-38-37, 273-52-11. Кстати, там 116auto.ru сообщили, что спецразрешение на проезд автомобиля с превышением максимально допустимой нагрузки на ось обойдется минимум в 700 – 1500 рублей за километр, и в каждом конкретном случае нужны расчеты по определенным формулам.
Выдачу разрешений на право проезда по автомобильным дорогам регионального значения Республики Татарстан производит РГУ «Безопасность дорожного движения» на Оренбургском тракте, их телефон 5-333-797. В Набережных Челнах – 8-8552-77-09-17, в Альметьевске – 8-8553-32-01-58.