Медики рекомендовали ввести наказания за усталость. Определять нарушение предлагается с помощью медосмотра водителей – точно так же, как проводится освидетельствование на состояние опьянения. Для этого даже существует специальный прибор, разработанный когда-то для нужд летчиков и спецназовцев. Более того, врачи и инспекторы уже проверяют его работу на водителях Свердловской области.
Давно известно, что последствия усталости водителя могут быть катастрофическими. Причина большинства аварий – элементарная невнимательность, которая обычно и является прямым следствием изможденности сидящего за рулем человека. Поэтому даже существует пункт 2.7 Правил дорожного движения, который прямо запрещает водителю управлять транспортным средством в «утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Ранее оценить степень усталости можно было только субъективно, поэтому не существовало и ответственности за нарушение этого требования ПДД.
Однако на Урале впервые в России начали тестировать новый прибор, способный определить, может ли водитель спровоцировать аварию. Это устройство разработано Министерством обороны и применяется для проверки самочувствия летчиков и бойцов спецназа, сообщает «Вести. Урал».
В Свердловской области автомобилистов уже начали проверять по новой схеме. Сначала водителю измеряют давление и пульс, а затем с помощью прибора бьют током! По электрическому сопротивлению нескольких точек на кистях рук электроника за пять минут определяет, насколько устал человек. Диагностика также позволяет выяснить, в каком состоянии находятся легкие, кишечник и мозг человека.
«Главная задача инспекторов не привлечь водителя к ответственности, а обеспечить безопасность дорожного движения, – отмечает сотрудник УГИБДД ГУВД Артур Гайнанов. – Поэтому появление такого прибора может позволить не наказывать уставшего человека, а ограничить движение и дать ему отдохнуть. Особенно это важно, конечно, для тех, кто осуществляет дальние и пассажирские перевозки».
По данным Минздрава, усталостью водителей вызвана каждая третья авария. Новое тестирование подтвердило эту информацию. С июня только на одном трассовом пункте медики проверили 511 водителей, 211 из которых были переутомлены и могли спровоцировать ДТП. При этом в «отличном состоянии» оказались всего 17 человек.
Больше всего уставших было выявлено среди дальнобойщиков. «На наших автомашинах – МАЗах, КАМАЗах – водители больше утомляются, чем на таких же, но иномарках, – рассказывает фельдшер трассового пункта Алексей Дунаев. – И сам настрой водителя. С каким настроением он сел за руль, даже на это влияет».
Всем уставшим врачи рекомендуют поспать минимум два часа. Однако к этому совету мало кто прислушивается. Поэтому медики рекомендуют ввести штрафы за усталость, считая это действенной мерой в целях сокращения количества ДТП. Они также предлагают сделать проверку новым устройством столь же обязательной, как и освидетельствование на алкоголь.
В ближайшее время будут подготовлены соответствующие документы, которые передадут депутатам. И когда это предложение узаконят, водителям придется опасаться не только алко-, но и «усталотестеров».