«На фото видно состояние моей квартиры, но это никого не волнует. Подумаешь, еще одно здание рухнет!» – обреченно вздыхает Екатерина Воронина. Девушка живет в доме №20 по улице Островского. Самый центр Казани. Мать Екатерины, Евгения Воронина, последние пять лет воюет из-за этой постройки с городскими чиновниками и жилищниками. И, похоже, война перейдёт дочери в наследство. Если, конечно, здание выдержит. А шансов на это с каждым днём всё меньше.
Еще в 2004 году, когда по стенам квартиры Ворониных поползли первые трещины, они попросили помощи у городских чиновников. Но власть их мольбы проигнорировала. Поэтому казанским семьям – а их в аварийном доме проживает целых семь – оставалось лишь терпеливо ждать решения суда и вести архив. Архив фотографий стремительного разрушения дома и ответов из различных инстанций.
2 декабря 2005 года служители Фемиды Вахитовского районного суда вынесли решение. В пользу жителей дома. Исполкому Казани было предписано провести техническое обследование и поддерживающий ремонт дома №20 по ул. Островского. Весь объём работ был переложен на управляющую компанию Вахитовского района.
Вот только к аварийным работам жилищники приступили лишь спустя четыре года. Прошлой осенью. Причем из 21 пункта «запланированных» работ, по словам жителей, был выполнен только один. Инъектирование одной стены дома.
«На это потратили почти 2 миллиона рублей, – просвещает корреспондента 116metrov.ru жительница дома №20 по ул. Островского Евгения Воронина. – Причем работы выполнили с нарушением технологии и с применением материалов, не предусмотренных проектом. В результате такого «ремонта» фасадная стена отклонилась от вертикали и грозит обрушением».
Своими бедами жильцы поделились с прокуратурой Вахитовского района Казани. Попросили разобраться, куда же всё-таки утекли почти два миллиона. Неужели только в трещины на фасаде? Воронины уверены: закачивали в стены обычный цементный раствор. Управляющая компания Вахитовского района тоже отреагировала на заявление. Счетами-фактурами.
«Они стали приписывать несуществующие долги за коммунальные услуги и привлекли даже коллекторское агентство, – возмущается Екатерина Воронина. – По поводу сфабрикованной задолженности и незаконной передачи личных данных коллекторам я обратилась в прокуратуру Вахитовского района. И вот как раз сегодня пришел ответ. В прокуратуре предписали наказать сотрудников УК, ответственных за эти действия».
Кстати, весной этого года обследование дома после проделанного ремонта провели сотрудники МЧС. И выявили многочисленные нарушения. Чтобы избежать чрезвычайной ситуации, спасатели направили обращение в Казанскую жилищную инспекцию. Инспекторы, в свою очередь, установили, что ремонтные работы в полном объеме не выполнены.
Не остались в стороне и судебные приставы. За неисполнение решения Вахитовского районного суда Казани (от 2005 года) на исполком Казани наложили штраф в размере 70 тысяч рублей. Чиновники мэрии обратились с заявлением в Арбитражный суд Татарстана. Интересы Ворониной в суде представлял Казанский правозащитный центр.
«Судью доводы юриста горисполкома не убедили, и он признал законным решение судебного пристава о привлечении мэрии к административной ответственности, – объясняет юрист Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. – В решении суда подчеркивается, что в адрес горисполкома "были неоднократно предъявлены аналогичные требования, за неисполнение которых заявитель привлекался к административной ответственности"».
Затем исполком Казани направил жалобу на решение судьи Вахитовского района в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся в Самаре. Но и там действия судебных приставов были признаны законными. И решение арбитража оставили без изменений.
Пока идут бесконечные тяжбы, жители дома ложатся спать с опаской. Протянет ли еще одну ночь ветхий дом? Или, как и многие другие, не выдержит и рухнет? Прямо на головы жильцов.