Пока стоит «бабье лето» и зима не «катит в глаза», кажется, что и беспокоиться водителям особо не о чем. Тепло, светло, ни печке, ни кондиционеру нет работы. На шиномонтаже больше курят, на мойках полы успевают высохнуть, в сервисах как-то неторопливо все. Затишье. Затишье перед сменой сезона, когда водители начинают хвататься за разные интимные места и отпрашиваться с работы, чтобы срочно привести авто в рабочее состояние – по первым морозам такие сюрпризы вылезают, которых летом быть не может в принципе. Давайте же не будем ждать как все, и пока тепло, займемся подготовкой машины к зимнему периоду.
Начать, пока сухо, стоит с обработки кузова. Он сильно пострадает от соли, которой обрабатывают дороги. Антикоррозионная обработка в этом случае помогает очень хорошо. Особенно тщательно надо обработать арки колес и внутренние полости крыльев – зимой они будут забиты солью постоянно. Резиновые уплотнители дверей, капота и багажника можно тоже обработать силиконовой смазкой – они станут эластичными и не будут примерзать к металлу во время слякоти (силикон вытесняет воду). Лениво делать все самим? Добро пожаловать в сервис. Только следите за руками. А то мастера частенько любят экономить на качестве.
Работу системы вентиляции и отопления салона, как бы она не работала, тоже стоит проверить. Если есть салонный фильтр, его надо чистить по-любому – он за лето от пыли просто «умер». Если этого не сделать – окна будут потеть и замерзать. Ну и еще в салоне можно поставить зимние коврики с высоким бортиком – это защитит кузов от соленой воды изнутри.
В двигателе тоже есть что «поковырять». Специалисты советуют измерить плотность охлаждающей жидкости при помощи ариометра, и если плотность не соответствует положенному значению, то необходимо довести ее до нужной кондиции. Мы посоветуем вам не «заморачиваться» этими делами. Просто поменяйте жидкость на новую. Это совершенно недорого. Только покупать ее стоит в автомагазинах. На рынке могут и суррогат подсунуть. Кстати, любой антифриз нужно менять каждые 40 тысяч км (но не реже чем раз в два года). Печку тоже проверьте. Ее плохая работа может объясняться неисправностью термостата. Если есть обогрев зеркал, стекол и сидений, попробуйте их тоже включить.
Для проверки термостата, а он залог горячей печки, нужно пустить холодный двигатель и руками пробовать, какие шланги нагреваются быстрее. Дно термостата и шланг до радиатора должны нагреться позже, чем верхняя его часть. Стрелка указателя температуры в это время уже придет в движение. Ну, и раз уж вы открыли капот и греете мотор, дайте ему поработать, пусть включится вентилятор охлаждения радиатора. Если этого не происходит – исправляйте. Зимой по снегу, в пробках, движок тоже можно перегреть. Прежде чем закрыть капот – залейте вместо воды в бачок омывателя стекол незамерзайку.
А теперь едем в автосервис. Там будем менять масло с летнего на зимнее, воздушные и масляные фильтры, сделаем диагностику электрооборудования и при необходимости – замену аккумулятора, проверку качества тормозной жидкости и регулировку «развал-схождение». А вы как хотели? Ездить по льду и снегу при неотрегулированных углах схождения колес – отдельное экстремальное удовольствие. А по поводу жидкостей, тоже все просто. Во-первых, за лето масло успело набрать частицы металла, влагу, все это грозит замерзнуть в самый неподходящий момент. Да и вязкость масла лучше зимой уменьшить так, чтоб было по шкале SAE было 5W либо 10W. Впрочем, там на канистрах всё написано.
Аккумулятор тоже требует пристального внимания. Бывалые водители советуют менять его каждые 2 года. Чтоб «не париться». Если же такое желание вдруг возникает, то давайте разберем, как и что делать.
Зимой нагрузка на аккумулятор и возрастает в обратной пропорции температуре воздуха. И если летом старый аккумулятор со своей задачей справляется, то при первых морозах может «крякнуть». Для начала проверьте уровень электролита в банках. При низком уровне надо долить дистиллированную воду и зарядить батарею для установки нормальной плотности. Не рекомендуется добавлять в аккумулятор электролит или кислоту, там и так плотность уже на пределе. А это может привести к преждевременному разрушению пластин и их замыканию. Тут уж сразу – на такси и в магазин, за новым.
Если есть ариометр, можно измерить плотность электролита. Норма 1.27-1.28 г/куб. см при температуре + 25. Ну бабье лето же пока, правда? Напряжение на выводах аккумулятора должно быть 12.5-12.7 В без нагрузки и не ниже 10 В при токе разряда 100 А в течение 5-7 секунд. Это имитация работы стартера. Если нет под рукой прибора для создания нагрузки, в сервисе спросите. Там должен быть. Если какие-либо параметры не соответствуют требуемым, нужно аккумулятор или зарядить, или новый купить.
Кстати, даже при исправном аккумуляторе могут возникнуть проблемы с силой отдаваемого тока. Это уже клеммы виноваты. Их надо очистить от налета, смазать маслом и затянуть заново. Вообще утечки в электроцепях ведут к разрядке аккумулятора на стоянке именно в холодное время года. Как правило, это следствие кустарной установки на автомобиль дополнительных электрических «примочек». Проверить, есть ли утечки, можно амперметром с выставленным постоянным током до 10 ампер. Отключите все приборы и сигнализацию, отсоедините минусовой провод и измерьте силу тока между ним и кузовом машины. При исправном электрооборудовании и отсутствии утечек показание амперметра будет равно 25-40 мА (питание компьютера, часов, сигнализации и т.д.). Ток утечки должен быть в пределах 10-20 мА. Стрелка двинулась дальше? Ищите, где «коротит» – иначе как-нибудь утром пойдете на работу пешочком.
Раз уж взялись за провода, то сразу же пройдемся по системе запуска двигателя. Проверьте зазор между электродами свечей зажигания, одновременно можно определить состояние системы впрыска по цвету нагара на свечах. У исправного двигателя он светло-коричневого цвета. А вообще, свечи лучше заменить. Тем более, если они проработали более 15-20 тыс. км.
Также перед зимой рекомендуется проверить и при необходимости заменить высоковольтные провода. Проверить их просто. В темное время суток при работающем двигателе достаточно открыть капот и посмотреть на провода, свечные колпачки, катушку и крышку распределителя зажигания. Если видно синее свечение или искрение, то вот она – утечка. Меняйте, что смотрите? Распределитель зажигания тоже гляньте. Грязь и трещины – причина отказа двигателя, или неровной его работы.
Один секрет – бывает, что стартер начинает крутить двигатель при старте слишком натужно. Как будто не хватает емумощности. Это может быть следствием разряда аккумулятора, а может – износ подшипника соленоида. Есть такая беда, не всегда явная. Покажите стартер специалисту, если при исправном аккумуляторе двигатель заводится с трудом. Скорее всего проблема в стартере.
Тормозная система автомобиля тоже требует внимания. Каждые 60 тысяч км «тормозуху» следует менять. Заодно глянуть и на тормозные диски. Они могут не только стереться, но и треснуть от перегрева. Кстати, этим летом водители жаловались как раз на перегрев тормозной системы и дисков. Если автомобиль имеет системы ABS и DSC (антиблокировочную систему торможения и систему курсовой устойчивости), рекомендуется сделать компьютерную диагностику этих систем. Надо очистить от грязи и инородных предметов зубчатые венчики, которые чаще всего располагаются на ступицах или приводах автомобиля. Грязь и песок, налипшие на венчик из-за статического напряжения, снимают «стружку» с головки датчиков ABS.
Топливная система тоже может приподнести надолго запоминающийся сюрприз, неопытному водителю. Топливный фильтр давно меняли? Меняйте не раздумывая. Он помимо грязи отсекает и воду, которая, естественно, замерзает. Если заметили, что двигатель «чихает» при низком уровне топлива в баке – поздравляем! Бак надо промывать и сушить – там у вас вода. Хотите экстрима на зимней дороге? Тогда забудьте о воде в баке – и приключения вам обеспечены.
По поводу шин говорить стоит? Кажется, даже школьники в этой теме разбираются на пять. Повторим урок? Перед морозами, дней за пять-семь, надо сменить летнюю резину на зимнюю, можно шипованную. Шипы, кстати, хорошо бы были все на месте, чтоб не было вдруг проскальзывания при повороте.
Если будете в автомагазине, купите заодно WD-40, или размораживатель замков (брызните в замок перед морозом), щетку, скребок, два резиновых коврика (помогают тронуться на самом скользком льду) и новые дворники. Поверьте – эти мелочи пригодятся вам обязательно.
Удачи на дорога!