В июне нас ждет нехватка бензина и связанное с этим повышение цены на это топливо. Такую информацию о предстоящем переоборудовании всех нефтеперерабатывающих заводов разместили СМИ со ссылкой на российских экспертов. Пока ждут десятипроцентного повышения. Нефтяники и нефтепереработчики ажиотажного спроса и повышения цен не ждут. По их мнению, переоборудование заводов под выпуск горючего в регламенте «Евро-4» сам рынок топлива затронет не сильно.
Все началось с заявления вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, которое он сделал на круглом столе в РИА «Новости». По его мнению, на оптовые цены повлияла индексация акцизов. «До весны стоимость бензина обычно не растет, – напомнил он, – нетрадиционные скачки связаны с ростом акцизов». Кстати, в Казани за последнюю неделю бензин подорожал на рубль, возможно, именно из-за этого.
По мнению директора Русского топливного агентства Сергея Цукасова, дефицит бензина может возникнуть во время ввода нового технического регламента «Евро-4», что вынудит заводы повысить цену на топливо. Сейчас некоторые эксперты заявляют о десятипроцентном повышении.
Реконструкция установок для производства бензина по новым требованиям закончится в конце 2010 года. Естественно предположить, что в это время бензина будет выпускаться меньше, чем обычно. После модернизации аналитики обещают возвращение прежнего объема топлива с новым, лучшим качеством. Будет ли качество влиять на стоимость, пока сказать затруднительно. По всей видимости, стоит вспомнить классику: чем товар лучше, тем он дороже, а чем дороже, тем, стало быть, лучше.
Евгений Аркуша, правда, пообещал снижение цен, почему-то аргументируя это теми же самыми изменениями акцизов. По мнению экспертов, главные причины высоких цен – монополизм на рынке и непомерные налоги. И если с первым ФАС с переменным успехом пытается что-то сделать, то с налогами, кроме правительства, никто ничего не сделает. Сейчас на них уходит 60 процентов прибыли нефтяных компаний. Для сравнения, в США эта цифра составляет всего 20 процентов. Именно из-за такого ценообразования скачки цен на бензин могут стать незаметными.
«Мы не предвидим никаких резких или высоких изменений в цене и, соответственно, не ожидаем никакого ажиотажа на бензин, – говорит пресс-секретарь компании «ЛУКОЙЛ» Дмитрий Долгов. – На цену влияют совершенно другие факторы, в частности, налогообложение. Все остальные незначительны – и рынок, и объемы продаж достаточно упруги. Поэтому заявления прессы о повышении цен и предстоящем ажиотаже, мягко говоря, неоправданны. Весной и летом спрос и так повышается естественным образом. Поэтому все будет как обычно».
«Полагаем, что, безусловно, определенное повышение стоимости топлива на АЗС возможно, но не будет существенным, считает аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Еремин. – Во-первых, «Евро-4» уже производит ряд российских НПЗ. Во-вторых, в случае принятия формулы определения оптовой цены на нефтепродукты, привязанной к биржевым ценам, у нефтяных компаний будут отсутствовать основания для повышения цен на топливо при стабильной конъюнктуре на рынке нефти. В-третьих, они вряд ли будут заинтересованы в очередной волне проверок со стороны ФАС и связанных с этим возможных судебных разбирательствах».
По мнению эксперта, ажиотажного спроса, скорее всего, не будет. Даже если спрос (и с ним и цены) действительно сильно возрастет в результате именно неготовности НПЗ к выпуску топлива стандарта «Евро-4», то правительство одновременно с иными рычагами может перенести сроки введения техрегламентов. Конечно, топливные компании будут стремиться на этом сделать прибыль, но им вряд ли это дадут сделать.
Федеральная антимонопольная служба тоже относится к слухам со спокойной прохладцей. Как сообщили в УФАС по РТ, никаких специальных подготовительных мер служба не предпринимает. «Это не входит в круг наших полномочий, – пояснила пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова, – мы работаем по факту. Если будут нарушения, значит, будем с этим бороться. Пока никаких предпосылок к этому нет».
Справка:
«Евро-4» по факту уже производят: Комсомольский НПЗ, Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Ачинский НПЗ (Роснефть); Волгоградский и Пермский НПЗ (ЛУКОЙЛ); Рязанский НПЗ, Саратовский НПЗ (ТНК-ВР). В планах введение производства топлива у многих НПЗ. На Туапсинском НПЗ (Роснефть) в 2007 году был начат первый этап реконструкции, в рамках которого начата разработка базовых проектов установок гидроочистки дизельного топлива, гидрокрекинга смеси вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования и проч. В планах к 2012 году – начать выпуск продукции по стандартам Евро-4 и Евро-5. На Нижегородском НПЗ (ЛУКОЙЛ) в рамках первого этапа модернизации (2006–2010 годы) ведется строительство комплекса каталитического крекинга. В результате создания комплекса завод сможет полностью перейти на производство автомобильных бензинов по стандарту Евро-4 (с 2006 года НПЗ производит бензины по стандарту Евро-3).