Заветное желание пенсионера Сомова исполнилось аккурат на Новый год. Четырнадцатиэтажка, в которой он выполнял обязанности старшего по дому, перешла под «крыло» управляющей компании, выбранной… самими жильцами! Разницу люди успели почувствовать меньше чем за месяц. Слесарь теперь является по вызову с молниеносной быстротой. Достаточно только позвонить (всего один раз) и оставить заявку. В течение 15-20 минут специалист выедет к вам.
С управляющей компанией ЖКХ Приволжского района Казани энергетик на пенсии, член рабочей группы Общественной палаты РТ Геннадий Сомов судился последние несколько лет подряд. И неизменно выигрывал. В прошлом году Геннадий Михайлович, видимо, до того «достал» жилищную организацию своими победами, что в компании решили отказаться от четырнадцатиэтажки на улице Сыртлановой, где живет пенсионер.
Вся осень ушла у жильцов на поиски новой управляющей компании. Выбирали очень придирчиво, вспоминает Сомов, чтобы не получилось так, что поменяли шило на мыло. Один из «конкурсантов», произведя поначалу на всех благоприятное впечатление, во время встречи с жителями дома «засыпался» на элементарных вопросах. Не смог ответить даже, каким количеством домов управляет его жилищная организация.
Наконец, 3 декабря большинство жителей проголосовало за компанию «Уют», в ведении которой на тот момент находились всего семь домов в разных районах Казани. Четырнадцатиэтажка на Сыртлановой должна была стать восьмой по счету.
«Что сразу понравилось и вызвало уважение: когда еще только рассматривался вопрос о передаче дома в «Уют», директор компании Анна Вагнер лично со мной осмотрела весь дом – от подвала до крыши, – рассказывает Геннадий Михайлович. – Я еще спросил: «Зачем вам на крышу самой лезть? Вы же женщина, директор. Пусть инженер посмотрит…» – «Нет, я сама должна всё видеть!»
На парапете крыши Герман обнаружила несколько повреждений и порекомендовала Сомову подать заявку на их устранение – до снегопадов. До конца года дом обслуживала всё еще УК ЖКХ Приволжского района. Окончательно все полномочия управляющей компании «Уют» должны были передать 31 декабря. Но напоследок заклятые друзья устроили пенсионеру пару неприятных сюрпризов.
Когда на татарстанскую столицу обрушились сильные снегопады, оказалось, что завалы у дома №7 по улице Сыртлановой некому, а, главное, нечем расчищать. Дворника уволили 28 декабря. Сомов вскрыл мусоросборную камеру дома, где хранились лопаты – но, оказалось, кто-то уже вывез весь нехитрый дворницкий инструмент…
«Пара лопат у меня самого в запасе имелась, но ими снег в метель чистить – всё равно что чайной ложкой щи хлебать! – смеется пенсионер. – Делать нечего: второго января отправился на рынок. Стоит мужик с лопатой. Самодельной. В качестве совка – широкий железный лист, крепление усилено болтами… «Сколько?» – «Четыреста». – «Давай в честь праздника за триста пятьдесят!..» Так приобрели для дома первую лопату».
А с Нового года жильцы ощутили, наконец, перемены в обслуживании. Поздно вечером в одной из квартир прорвало стояк – утром следующего дня, в семь часов, слесарь уже звонил в дверь. Как вскоре убедились жильцы дома, для «Уюта» такое положение вещей, скорее, правило, чем исключение.
«Если заявка поступает днем, то наши слесари выезжают на нее обычно в течение 15-20 минут, – сообщила корреспонденту 116metrov.ru директор УК «Уют» Анна Вагнер. – Я вообще против гигантомании. Даже если виноваты рядовые исполнители, как может начальство уследить за всеми ими? Невозможно безупречно обслуживать сразу 150 домов! Кроме того, в жилищной сфере, на мой взгляд, развелось очень много посредников. Одна организация принимает заявки, другая их обслуживает… А «Уют» – и управляющая, и обслуживающая компания в одном лице. И у нас в управлении всего восемь домов. Поэтому я почти всех жителей лично знаю».
Любопытно, что чисто формально, по крайней мере, передачу дома от одной управляющей компании другой все еще нельзя считать полностью завершенной. УК ЖКХ Приволжского района до сих пор не предоставила полностью техническую документацию на четырнадцатиэтажку – а жильцам, между тем, нужно срочно заключать новые договоры с поставщиками коммунальных услуг.
Сомов расценивает это, как очередные палки в колеса, а вот Вагнер не склонна драматизировать ситуацию.
«Закажем новую документацию – и дело с концом, – считает директор УК «Уют». – Тем более, что у техпаспорта, например, срок годности составляет только пять лет. Все равно пришлось бы переделывать».
Анна Вагнер объяснила корреспонденту 116metrov.ru, что жилищные организации попросту не научены щепетильному отношению с подобного рода документами. Многочисленные реформы ЖКХ, касавшиеся главным образом переименований, назначались всегда «сверху». Поэтому с перерегистрацией компаний и передачей в их управление жилого фонда проблем, как правило, не возникало. Все происходило почти автоматически. Вот к ТСЖ, к слову, чиновники относятся намного строже.
Наверное, поэтому лицо отечественной «коммуналки» все еще нельзя признать человеческим. А вот голос – уже вполне можно. Именно приятный девичий голос услышал корреспондент 116metrov.ru, позвонив в УК ЖКХ Приволжского района. К несчастью, это был всего лишь автоответчик, и задать вопросы «вживую» не получилось.
Фото: Фото автора