Ужесточить меры административного воздействия в сфере пассажирских перевозок решили в Госсовете РТ. Вчера в первом чтении был принят закон, согласно которому перевозчиков будут «нещадно карать» за отсутствие договора на перевозку и путевого листа, отмену рейса или расписания, а также начало рейса не с автовокзала.
О том, что необходимо навести порядок в автобусном деле, и сами перевозчики, и депутаты говорили давно. Вчера министр транспорта и дорожного хозяйства Геннадий Емельянов рассказал о проблемах в этой сфере.
«Сколько перевозчиков действует в настоящее время на рынке автотранспортных услуг, не скажет сегодня и самый опытный эксперт, – признается министр. – Упрощение системы лицензирования и введение лицензий не по видам автотранспортной деятельности привело к тому, что рынок накрыла волна неподготовленных и чаще всего недобросовестных игроков. Сегодня на дорогах республики работают перевозчики на регулярных маршрутах под маркой «заказных» перевозок».
Еще в 1997 году постановлением кабинета министров Республики Татарстан утверждено Положение о лицензировании, в соответствии с которым лицензированию подлежала деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющих городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные (между регионами Российской Федерации) перевозки автобусами; перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе, в том числе таксомоторные перевозки. А потом контролирующие органы стали замечать несанкционированных перевозчиков, которые работали по регулярным маршрутам с нарушением законодательства и основных требований безопасности перевозок.
«Мы давно просили навести порядок на маршрутах, – говорит зам. генерального директора по пассажирским перевозкам КПОПАТ-5 Марат Ярмиев. – Даже если нет федерального закона, надо свой иметь. Главное, чтобы этот закон работал. Кстати, наши предложения о нелегалах учли, и это хорошо. Потому что случайные люди часто ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров».
Как поясняют сами перевозчики, у них не было договоров с заказчиком перевозок, иногда лицензий, маршрутных карт. Соответственно предрейсовые, а тем более послерейсовые медицинские осмотры никто не проводил. Кроме того, во время следования по маршруту водители допускали «остановку по требованию» – а это не согласуется с требованиями ГИБДД.
«Такие пассажирские перевозки нередко заканчиваются дорожно-транспортными происшествиями, подвергая опасности жизнь и здоровье людей, как пассажиров, так и просто прохожих, – констатировал Геннадий Емельянов. – А реальные перевозчики во избежание убытков от конкуренции отменяют нерентабельные рейсы. Я считаю, что пришла пора сделать этот бизнес цивилизованным».
Разработанный законопроект «О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях» содержит 3 статьи. Одна предусматривает ответственность за осуществление пассажирских перевозок без наличия заключенного договора на оказание услуг по перевозке пассажиров, а также без наличия маршрутной карты.
Вторая определяет наказание за отмену рейсов и изменение расписания движения без обстоятельств, исключающих вину перевозчика, а также изменение утвержденной паспортом маршрута схемы движения согласования с заказчиком.
И третья – о том, что конечные пункты междугородних рейсов должны быть на автовокзалах.
Про штрафы пока ничего неизвестно, скорее всего, их размеры будут рассматривать отдельно.