Отчаянную борьбу за право жить у озера ведут хозяева частных домиков на берегу Среднего Кабана. Поселок Калининский вырос под боком у промзоны во второй половине тридцатых годов прошлого века. А спустя десятилетия вдруг выяснилось, что застроили территорию местные жители незаконно. И вообще у властей татарстанской столицы появились собственные виды на водоём. Озеро угодило прямиком в программу Универсиады-2013.
Часть Среднего Кабана теперь подпадает под гребной канал для соревнований. Часть берегов становится ландшафтно-рекреационной зоной, в которую уже никакие жилые строения не вписываются.
«Я родилась в этом самом доме в 39-м году, – Сания Гибадуллина показывает на покосившуюся хибару у себя за спиной. – Родители, когда отец только устроился на ТЭЦ, жили здесь в землянке. А незадолго до моего рождения привезли из деревни сруб. Да здесь большинство домов точно так же возникло! А теперь нас оскорбляют, кричат: «Самовольная застройка, захват!» Какой захват? Мой отец, который всю Великую Отечественную войну прошёл, из Германии что ли привез эту землю?!»
Прямо за забором Сании апы теперь разливается вонючая черная лужа. Когда сюда этой осенью начали свозить грунт, засыпали канализационную трубу. И если раньше дощатую ограду ласкала чистая вода Среднего Кабана – «со двора видно было, как рыба по весне икру мечет», улыбается воспоминаниям пенсионерка – то сейчас редкие колья забора утопают в субстанции, о которой вслух рассуждать обычно не принято.
Чтобы выйти на берег к корреспонденту 116metrov.ru, Сания Бикмулловна берет длинную доску и сооружает шаткий мостик, один конец которого упирается в порожек у калитки, второй – в неутрамбованную кучу песка.
«Я тоже здесь живу с самого рождения. Свой дом мы пытаемся узаконить с девяностых годов, – рассказывает корреспонденту 116metrov.ru Ильнур Гарифуллин. – Но нам всегда отвечали, что это водоохранная зона. Хотя как вы, наверное, знаете, в это же самое время на берегах Казанки возводились шикарные коттеджи. То есть я так понимаю, для кого-то закон существует, а для кого-то – нет. И это при том, что у нас абсолютное большинство домов здесь стоит с 37-го года! И у всех в домовых книгах записано «домохозяин». На то время это был по сути единственный законный документ, удостоверяющий, что ты – владелец участка».
Вот что интересно: для людей, живущих здесь с тридцатых годов прошлого столетия, берег Среднего Кабана – водоохранная зона. Потому и красивые капитальные дома взамен старых здесь не строят, боятся. А вдруг снести заставят, если коренные жители тут до сих пор на птичьих правах? Но стоило появиться проекту гребной дистанции, и все табу как волной смыло!
Грунт, по словам местных жителей, сюда свозили денно и нощно. Искусственный берег в итоге заставил озеро отступить на десятки метров – хотя первоначальный проект, по словам тех, кто с ним ознакомился, не предполагал столь радикального отношения к природе.
Впрочем, работы были прерваны так же внезапно, как и начаты. Помогла поднятая «калининцами» волна народного гнева. Когда местные жители узнали о «перезонировании» их земель, которое произошло без их участия, разразился скандал. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения.
И вот тут началось самое интересное. Выяснилось, что приватизировать свои участки «калининцы» все-таки могут.
«Сейчас исполком помогает жителям поселка Калининского собрать документы на приватизацию, – заверил корреспондента 116metrov.ru заместитель руководителя пресс-службы казанской мэрии Лаззат Хайдаров. – Если право людей на их земельные участки будет подтверждено документально, то пускай живут там и дальше. Никто никуда их сгонять не собирается».
Лаззат Хайдаров также сообщил, что универсиадный проект обустройства берегов озера уже подвергся некоторым корректировкам. Выяснилось, что гребную дистанцию уже решили «привязать» к противоположному берегу! Точнее, к пустырю за Архангельским кладбищем. Именно там теперь собираются возвести трибуны для зрителей и прочие объекты инфраструктуры.
Впрочем, полностью у жителей поселка Калининского от сердца еще не отлегло.
«Документы на приватизацию у 18 семей должны были принять еще в минувшую субботу. Но этого пока не произошло, – объясняет причину своих беспокойств Ильнур Гарифуллин. – Нам вообще очень много чего за эту осень успели наобещать на словах. Осталось только дождаться документального подтверждения. А если процесс затянется, мы вообще можем остаться у разбитого корыта. Говорят, со следующего года вся приватизация будет осуществляться по рыночным расценкам. А земля здесь сейчас стоит ой как дорого».