Вернуть автошколам право экзаменовать своих учеников предлагает директор департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов. По его мнению, это поднимет ответственность школ за обучение и снизит количество ДТП на дорогах.
Сейчас автошколы не имеют возможности испытывать своих подопечных, экзамены – прерогатива специального подразделения ГИБДД. Все водителям знакомы очереди «на сдачу» и нервозная атмосфера, которая там присутствует. Перенос всех процедур в знакомые стены облегчит задачу и разгрузит регистрационные отделы инспекции. Кроме того, автошколы станут более заинтересованы в качестве обучения, чем сейчас.
Виктор Кирьянов заявил, что школы должны отвечать за тех, кого они выпускают на дороги. «Для ГИБДД принимать экзамены не проблема, – сказал Кирьянов, – хотелось бы поднять ответственность автошкол, чтобы они чувствовали ответственность за тех, кого выпускают на дорогу. Чтобы знали, что надо не просто выдать водительское удостоверение кандидату, а сделать так, чтобы водитель при интенсивном движении в больших городах знал, что делать в любой ситуации».
Кирьянов также поделился цифрами: с начала года выявлено 53 млн нарушений со стороны водителей. «Это огромная цифра, она показывает, что все нарушают, – заявил глава департамента ГИБДД. – К сожалению, нарушения есть и с нашей стороны. Эту тему мы никогда не обходим. Мы выявляем, наказываем, выгоняем. Все делаем в соответствии с законом».
«Проведение экзаменов давно надо устраивать непосредственно на местах обучения, – убеждена директор автошколы «Арбакеш» Дильбар Катаева. – Любой институт, который пять лет учит своих студентов, сам проводит экзамены и выдает диплом. В автошколах должно быть так же. Это поднимет ответственность за обучение. Сейчас его практически нет. Что касается «покупки» прав, то школу проверить проще, да и лицензирование – серьезное средство от соблазна торговать удостоверениями. Закрыться из-за нарушений никому не захочется. Есть и еще один плюс. Сейчас плата за обучение одинакова для всех, причем уровень подготовки не учитывается. А в случае введения экзаменов в школах к процессу оплаты можно будет подходить дифференцированно. Кто подготовлен хорошо – сдает раньше и платит меньше, кто плохо – наоборот. Кстати, раньше экзамены так и проводили – приезжала комиссия из минобраза и ГАИ, а затем ученики самостоятельно ехали в ГАИ за «корочками». То есть все возможно. Единственно – ГИБДД, скорее всего, ни за что не согласится упустить такой источник доходов».
В ГИБДД пока никак не комментируют слова начальника. Никакие изменения пока не предвидятся.
«Станут или нет экзамены в автошколах профанацией, можно будет сказать лишь после того, как состоится несколько выпусков из автошкол, будет собрана статистика ДТП с участием водителей, сдававших экзамены в автошколах, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Нынешняя система тоже не идеальна, так почему бы не попробовать её изменить? Пока статистика ДТП говорит о том, что система подготовки водителей и вообще движение на российских дорогах нуждаются в коренных изменениях. Поэтому власти стремятся разрешить ситуацию таким образом. Если новая система исправит положение, то она останется. Если она не оправдает себя, то её будут менять и искать новое решение».