Каким образом выходить из кризиса и что делать с заводом, решают сегодня на АвтоВАЗе. После того как General Motors отказался продать долю в Opel консорциуму из канадской Magna International и российского Сбербанка, стало понятно, что технологии, на которые рассчитывал завод, к нам не приедут. Однако перспектива банкротства АвтоВАЗу все равно не грозит – правительство все-таки решило выделить деньги на поддержку автогиганта.
«Понятно, что отказ GM продать Opel объясняется изменившимися экономическими условиями: в частности улучшением собственного экономического положения и оживлением мирового автопрома, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Для GM Opel важен потому, что именно с ним GM может считать себя мировой корпорацией, так как позиции Opel сильны именно в тех регионах, где сами американцы представлены слабее, в частности, в Европе. Кроме того, GM, получивший средства от США, экономически сейчас более стабилен и может сам осуществить ту же антикризисную программу, что предлагала Magna. Что касается выделения средств АвтоВАЗу, то это поможет заводу. Но поможет лишь уменьшить его долговую нагрузку. Остальные его проблемы могут потребовать дополнительных средств, источник которых пока неизвестен. Возможно, расчёт сделан на то, что авторынок начнёт понемногу восстанавливаться и у волжского завода появятся собственные средства на выход из кризиса, хотя бы часть средств, а остальные, может быть, предоставят акционеры завода, или же они могут быть взяты в кредит. Ясно одно – в своём нынешнем виде АвтоВАЗ не может существовать, ему необходимо измениться, стать меньше, мобильным и гибким».
Эксперты рынка напоминают, что за счет Opel планировалось поднять российский автопром и заполучить для него новые технологии и модели автомобилей. Надеяться, что в ближайшее время ВАЗ или ГАЗ разработают и запустят в серию широкую линейку автомобилей мирового уровня, пока не приходится. Однако серьезный подход к проблемам автогиганта все-таки позволяет надеяться, что завод «вытянут» из кризиса. При этом полностью продавать его иностранцам, возможно, и не понадобится.
«Сейчас как раз и решается вопрос, куда двигаться дальше, – говорит аналитик, заместитель генерального директора компании «Канавто» Сергей Чернов. – На заводе нужно провести реконструкцию, внедрить новые технологии, поставить современное оборудование. На старом много не наработаешь. В пример могу привести успешную сборку «Калины». У нее припуск на всех швах 3 мм. То есть в международный стандарт укладываемся».
По словам эксперта, проблема не только в самом заводе, но и в поставщиках. Отсутствие конкуренции негативно сказывается на качестве поставляемой продукции. Будь то металл, резина или готовые агрегаты.
«Конечно, представители Renault постоянно находятся на заводе и контролируют качество выпускаемой продукции, – говорит Чернов. – Но контроль должен быть еще и на входе. А их заявление, что сразу смогут все исправить, мне видится несколько шатким. Они ведь тоже встретятся с теми самыми поставщиками. И пока вопрос альтернативной поставки не будет отработан, говорить о качественном авто рано. Вообще, я думаю, что не стоит изобретать велосипед, можно же взять уже готовые технологии, готовую платформу. Например, тот же Logan. Мы вполне способны поставить на него наш кузов. А пока все упирается в финансирование. Оборудование бесплатным не бывает».
Напомним, что государство планирует в очередной раз выделить миллиарды рублей для латания дыр АвтоВАЗа. Пока разговор идет о 54,8 млрд рублей, из которых 38 млрд руб. пойдут на уплату невозвратных долгов. 12 млрд рублей хотят пустить на создание нового модельного ряда, 4,8 млрд руб. – на социальные вопросы поддержки уволенных с завода сотрудников. А между тем, как отмечают некоторые аналитики, в этом году выручка АвтоВАЗа может снизиться более чем в 2 раза, до 88,7 млрд руб, валовой убыток составит 4,306 млрд руб., убыток от продаж – 9,113 млрд руб. Чистый убыток АвтоВАЗа в этом году достигнет 30,7 млрд руб., что в 4 раза выше, чем в 2008 году (-7,2 млрд руб.).
Renault тоже будет помогать. Но пока только технологиями.