В мае немецкий автомобильный рынок установил новый абсолютный рекорд в регистрации новых машин, превзойдя прошлогодние показатели на 40%. И это в то время, как в большинстве стран падение в 25-30% считается неплохим результатом!
Причина автомобильного бума в схеме субсидирования покупки нового автомобиля в размере 2500 евро при условии, что человек сдает свою машину старше девяти лет в утиль. Помимо стимулирования внутреннего потребления, схема существенно улучшает качество автопарка Германии: сдавая в утиль старье вроде Opel Omega, Mercedes-Benz W123, Audi 100, немцы приобретают небольшие экологичные машины вроде Hyundai Getz, Dacia Logan, Fiat Panda. К примеру, Renault и ее румынское отделение Dacia показали более чем двукратный рост продаж относительно мая 2008 года.
Однако аналитики опасаются, что ажиотаж на рынке может обернуться колоссальным падением продаж ближе к концу 2009 и в 2010 году – все, кто хотел купить машину, делают это сейчас.
При этом хорошо дела обстоят только на внутреннем рынке Германии и прибавка идет за счет малолитражек. Гранды автопрома (BMW, Mercedes-Benz, Audi) снижают продажи, а экспорт упал на 24%. Поэтому общее производство автомобилей в Германии в мае снизилось на 9%, правда, в любом случае майские объемы выпуска превзошли апрельские.
В Германии схема компенсации сработала крайне эффективно, в то время как субсидированные автокредиты в России если и оказали влияние на рынок, то едва уловимое. Может быть, нам стоило перенять опыт европейского рынка №1?
«Эта схема реальна и у нас, но придем мы к этому тогда, когда рынок реально встанет, не раньше, – говорит заместитель директора российского автохолдинга «КАНАВТО» Сергей Чернов. – Продажи мая показали, что и наши автомобили тоже успешные. Мы даже похвалили АвтоВАЗ – спрос на их продукцию в этом году вырос уже на 12%. То есть уровень продаж пока нормальный, дальше будем смотреть. Удручают известия о том, что «инициативные» депутаты предлагают делать ОСАГО до 20% от стоимости машины. Если это произойдет, то рынок рухнет и никакие программы его уже не спасут».
Помимо Германии, схема компенсации за старый автомобиль работает во Франции и Италии. Причем если французский авторынок показал умеренный прирост (+12%), то в Италии, где действует по истине королевская компенсация (до 5000 евро), продажи, наоборот, упали на 8,6% относительно мая 2008 года. В качестве причины многие называют недостаточное количество машин в возрасте старше 10 лет. Злые языки утверждают, что итальянские машины в принципе столько не живут, поэтому и схема работает не так эффективно, как в Германии.
В США продажи продолжают падать – если в мае прошлого года было продано 14,3 миллиона машин, то в мае этого года – 9,5 миллионов (-33,6%). Однако в сравнении с началом года наблюдается рост продаж, и если учесть новости о банкротстве Chrysler и GM, в целом такой результат дает повод для оптимизма. Аналитик рынка GM Майк Дижиованни считает, что рынок начинает возвращаться на восходящую кривую, и есть основания полагать, что мир понемногу выходит из глобального кризиса.
Результаты майских продаж в России станут известны чуть позже.