Страховые компании начали более уверенно смотреть в будущее. Чиновники решили, что тарифы по ОСАГО должны подняться. И хотя правозащитники считают, что они таким образом загодя создают себе резерв для сверхприбыли, страховщики уверяют, что это поможет им избежать убытков, а автовладельцам – почувствовать себя более защищенными.
Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев выступил с заявлением, что к лету 2009 года необходимо поднять базовый тариф обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Чиновник предупредил, что сохранение прежней тарифной сетки по автогражданке приведет к тому, что многие страховые компании понесут серьезные потери и будут вынуждены уйти с рынка. По мнению главы ФССН, уже через год миграция страховщиков с рынка ОСАГО может принять лавиноопасный характер.
По данным экспертов, в прошлом году страховые компании заработали на продаже полисов автогражданки 72 миллиарда 480 миллионов рублей, из них 41 миллиард 130 миллионов ушли на выплаты. Всего около 57% из собранных страховщиками денег были возвращены автовладельцам в качестве возмещения по ДТП. При этом в законе ОСАГО заложено, что компании могут работать безубыточно, даже если выплаты по авариям составят 77% от собранных денег. Показатели за первые пять месяцев 2008 года также говорят о том, что страховщики далеки от крайней планки убыточности.
«На сегодняшний день организация обязательного страхования автогражданской ответственности – очень хороший шаг, – говорит страховой брокер компании «Росгосстрах» Рашид Хабибуллин. – Это очень облегчает работу страховых компаний и судей и обеспечивает защиту автовладельцам. Между тем стоит принять к сведению то, что на фоне всеобщего удорожания машин увеличивается и величина страховых выплат, что приводит к нивелированию разницы между страховыми взносами и выплатами. То есть повышение здесь просто необходимо. В частности, в регионах, где тарифы практически в три раза ниже, чем в крупных городах. Даже в Альметьевске, Бугульме или Чистополе тарифы ниже на 30% относительно казанских. Хотя бьются все одинаково.
Многие автовладельцы регистрируют машины по месту прописки, хотя живут и работают при этом в Казани. С другой стороны я считаю, что уменьшение количества страховых компаний сыграет на руку владельцам автомобилей. Крупная компания с большим капиталом всегда надежнее маленькой фирмы-однодневки, которая запросто может разориться или просто исчезнуть».
По словам господина Хабибуллина, уменьшение прибыли компаний ведет к срезанию комиссии агентам, которые в свою очередь начинают относиться к клиентам дифференцированно. Количество последних сокращается для приличных компаний и увеличивается для более мелких и неблагополучных. Обычно агентские бонусы там больше. В результате страдает автовладелец: опасность не получить страховую компенсацию для него многократно возрастает.
РСА уже направил новые тарифы на рассмотрение в Минфин. Согласно этим предложениям базовая ставка для легковых машин должна подняться с нынешних 1980 до 2417 рублей. Более мощному автомобилю с мотором свыше 200 лошадиных сил страховка уже обойдется менее 10 тысяч рублей. Кроме этого, предлагается увеличить стоимость для разных категорий автомобилей (такси, строительная техника, общественный транспорт).
«За последние полгода выплаты сравнялись с платежами, – рассказывает руководитель казанского филиала страховой компании «Сургутнефтегаз» Александр Изотов. – Я считаю, что территориальные коэффициенты должны быть пересмотрены и откорректированы. Иначе как дальше вести этот бизнес? Думаю, что благодаря измененным коэффициентам, стоимость взносов по ОСАГО возрастет на 15%».
Тем не менее правозащитники уверены, что страховщики заранее создают себе финансовую прослойку для того, чтобы сохранить сверхприбыли от ОСАГО. «Они получают большие деньги на протяжении пяти лет, и эти деньги идут в финансовый оборот и приносят большие проценты», – считает лидер движения автомобилистов «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. – Страховщики скрывают, что тарифы изначально были завышены, и теперь боятся снижения больших доходов.
Фото: Фото автора